Без лишних нот
Дата публикации: 12 апреля 2023
В Зале имени Чайковского представили московскую премьеру Концерта Михаила Плетнёва для скрипки с оркестром. Событие стало частью Транссибирского арт-фестиваля.
Маэстро, которого широкая публика больше знает как выдающегося дирижера и пианиста, начал сочинять музыку еще в подростковом возрасте и занимается этим до сих пор. Жаль, что дисков с его произведениями днём с огнём не сыщешь.
Свой Концерт для скрипки с оркестром, написанный в прошлом году, Плетнёв посвятил старому другу и коллеге, долгое время бессменному концертмейстеру РНО — Алексею Бруни.
«Эмоции в преддверии предстоящего исполнения Скрипичного концерта я испытываю разнообразные, я бы даже сказал, пронзительные, потому что с Плетнёвым меня связывает практически целая жизнь. Знаю, что он писал и как он писал, с подросткового возраста, — рассказывает Алексей Бруни. — Скрипичного концерта я ждал более 20 лет. Это уже очень давняя история: партитура несколько раз терялась — то в Москве, то на гастролях, и Плетнёву приходилось восстанавливать её по памяти, потом вроде бы закончил, но решил что-то переделать. И вот наконец-то сочинение готово. Большая честь и радость, что концерт посвящен мне. Огорчает только, что состояние здоровья не позволяет мне сейчас его исполнить — а так хотелось бы!»
И на мировой премьере в Новосибирске, и на столичной в КЗЧ сольную партию исполнил Вадим Репин, а за дирижерский пульт Российского национального оркестра встал итальянец Алессандро Кадарио. Московскую премьеру с двух сторон окружили романтическими шедеврами — Второй симфонией Брамса и Скрипичным концертом Чайковского, в которых РНО в очередной раз предстал как первоклассный коллектив мирового уровня.
«Я счастлив дирижировать Российским национальным оркестром и выступать с таким солистом, как Вадим Репин, исполняя это произведение Михаила Плетнёва. Считаю, что у нас есть все компоненты для большого успеха», — рассказывает Алессандро Кадарио.
И успех случился. Случился благодаря образцовому исполнению и благодаря глубине самой партитуры.
Оркестр под руководством Кадарио звучит утончённо: каждая фраза живет и дышит, а когда вступает ансамбль валторн, остается только восхищаться чистоте и слаженности игры. Четкий, аккуратный жест дирижера напрочь лишен чрезмерной экспрессивности, что всегда радует и глаз, и ухо.
Скрипка у Репина то тихо плачет, добираясь своими щемящими интонациями до самых душевных глубин, то колко иронизирует, выдавая насмешливые остроты, то поражает безупречной мелкой техникой, то восхищает певучестью. Сольная партия в этом Концерте, безусловно, сложна и технически, и эмоционально.
«С одной стороны это исповедь, с другой — печаль и сарказм. Очень много эмоций и чувств вызвала у меня уже первая репетиция. Я поклоняюсь таланту Плетнёва во многих ипостасях», — рассказывает скрипач.
Плетнёвский Концерт получился очень ёмким и цельным.
«Помните прекрасный роман „Степной волк“? Там такой образ возникает — идущая бесконечная черная толпа, и главный герой спрашивает: что это такое? а ему отвечают: „Это лишние ноты из произведений Вагнера и Брамса.“ Так вот есть ощущение, что Плетнёв не пишет лишних нот», — заключает Алексей Бруни. И здесь сложно не согласиться.
30-минутный Концерт слушается на одном дыхании. То и дело возникают аллюзии на Шостаковича, чей музыкальный язык как нельзя лучше подходит для глубоких высказываний о духе времени. Но Плетнёва нельзя упрекнуть в подражании или цитировании, здесь скорее речь о согласии с мыслями классика. Безусловно, плетнёвский Концерт — сочинение зрелое и многогранное, сочинение про здесь и сейчас, сочинение, автору которого безусловно есть, что сказать, и сказать ясно, глубоко и убедительно.
Текст: Наталия Сергеева
Фото: Ирина Шымчак
Последние события
Оперетта «Царевич» в Музкомедии
Петербургский Театр музыкальной комедии представит концертное исполнение оперетты Франца Легара «Царевич». Показ состоится 24 декабря, он даст старт новому проекту театра.
Премию МХТ вручат весной
МХТ имени Чехова назвал дату вручения третьей «Премии Художественного театра», церемония пройдёт 28 марта. Об этом сообщил художественный руководитель — директор театра Константин Хабенский.
В Оренбургской области представили выставку «Тихий Дон. Обретение рукописи»
Выставка «Тихий Дон. Обретение рукописи» открылась в Историко-мемориальном музее Черномырдина в селе Чёрный Отрог Оренбургской области.