«Нет на свете ни одного заменимого человека»

Дата публикации: 21 мая 2023

Спектакль «Живые и мертвые. Солдатами не рождаются» по роману Константина Симонова показали в Театре имени Гоголя. Мировая премьера состоялась совсем недавно — в начале февраля на IV Зимнем международном фестивале искусств Юрия Башмета сперва в Волгограде, затем в Москве. Приурочили её к юбилею Сталинградской битвы. После премьеры постановка ожидаемо вошла в репертуар Театра Гоголя.
«Нет на свете ни одного заменимого человека»
Для знаменитой актрисы и по совместительству уроженки Волгограда, с детства знакомой с темой той самой решающей битвы, Полины Агуреевой спектакль «Живые и мертвые» не стал режиссерским дебютом. Осенью пандемийного, 2020 года в «Мастерской Петра Фоменко» Агуреева уже ставила «1001 ночь».
Переносить на театральные подмостки текст романа о войне, изначально не предназначенного для сцены и в котором разного рода описаний в разы больше, чем диалогов — дело сложное и неблагодарное. В своей новой работе Полине Владимировне удалось создать единое, лаконичное и драматически насыщенное действо, обойдясь при этом минимумом декораций и сохранив афористичные цитаты первоисточника.
Намерено смещен акцент среди главных героев. Если у Симонова события разворачиваются вокруг судьбы военного журналиста, ставшего ко времени Сталинградской битвы комбатом Ивана Синцова, то у Агуреевой в центре драмы — генерал-майор Фёдор Серпилин, пытающийся балансировать между ответственными решениями на войне и умирающей женой, находящейся в столице и к которой Серпилин не успевает.
На сцене — ступени, уходящие вверх. Их почти целиком занимает камерный ансамбль Юрия Башмета «Солисты Москвы». Маэстро выходит к зрителям в генеральской шинели и тут же ее сбрасывает — дирижировать в такой одежде неудобно и жарко. Музыка Валерия Воронова идет вслед за развитием событий, то усиливая их драму, то подсвечивая радость и надежду, но мелодии не запоминаются мгновенно.
«Нет на свете ни одного заменимого человека»
В спектакле встречаются три поколения актеров. Старшее — Юрий Беляев и Николай Чиндяйкин. Среднее — Илья Шакунов, Максим Литовченко, Алексей Вертков и Тамара Разоренова. И молодежь — Иван Добронравов, Федор Малышев и Варвара Насонова. Образы некоторых тут же врезаются в память. Даже закрыв глаза, по одним интонациям можно с легкостью узнать бравого генерала-майора Кузьмича (Николай Чиндяйкин), не желающего мириться с открывшейся раной и рвущегося на всех парах в бой; или беспокойного заику-политрука Левашова (Иван Добронравов).
Самым драматичной частью ожидаемо становится финал, где главные герои рапортуют о своей смерти и где звучит фрагмент Фантазии для двух фортепиано Шуберта. «Патефонная пластинка» всё чаще и чаще заедает, прерывая гениальную музыку, пока не обрывает её окончательно. Скрежет иголки, затем тишина. Занавес.
Наталия Сергеева
Фото: Алексей Молчановский

Последние события

Оперетта «Царевич» в Музкомедии

Петербургский Театр музыкальной комедии представит концертное исполнение оперетты Франца Легара «Царевич». Показ состоится 24 декабря, он даст старт новому проекту театра.

Премию МХТ вручат весной

МХТ имени Чехова назвал дату вручения третьей «Премии Художественного театра», церемония пройдёт 28 марта. Об этом сообщил художественный руководитель — директор театра Константин Хабенский.

В Оренбургской области представили выставку «Тихий Дон. Обретение рукописи»

Выставка «Тихий Дон. Обретение рукописи» открылась в Историко-мемориальном музее Черномырдина в селе Чёрный Отрог Оренбургской области.