Герберт фон Караян: гениальное чудовище

Дата публикации: 23 декабря 2020

Герберт фон Караян был не только выдающимся дирижёром XX века, хранителем традиций своих предшественников, но и реформатором. Его увлечённость студийной работой предопределила развитие индустрии звукозаписи задолго до того, как классика появилась в соцсетях, в различных версиях гаджетов и наушниках поколения Z. Как и многие гении, австриец стал рабом собственного уникального дара и продвигал его небезупречным путём.
Только ленивый не критикует музыканта за «сделку» с режимом Гитлера и собственной совестью. Присягнув в 1933 году Третьему Рейху, Караян за три месяца до окончательного разгрома фашистов сбежал от своих покровителей в Италию. Удивительно, но его никто не искал, чтобы воздать по заслугам. Лишь советская оккупационная администрация настаивала на том, чтобы Караяна отлучили от профессии.
Герберт фон Караян: гениальное чудовище
В год 75-летней годовщины Великой Победы над фашизмом, наверное, цинично и неуместно рассуждать о том, как много потеряла бы музыкальная культура с уходом из неё Караяна. Тем более, в середине 50-х годов дирижёр с успехом давал на территории ГДР концерты с советскими артистами. В 1962 году маэстро приехал в СССР с Венским филармоническим оркестром, спустя два года его с почестями принимали в Москве вместе с Ла Скала, а в 1969 году он гастролировал в нашей стране вместе с Берлинским филармоническим.
К тому моменту Караян уже превратился в «священное чудовище»: дирижёр мучил всех музыкантов, с которыми работал, добиваясь феноменального звука своим отточенным жестом и волевым прочтением партитуры. Однако находились смельчаки, кто умудрялся критиковать выпускника знаменитого Моцартеума за слишком прямолинейную трактовку многих шедевров классики, отмечая, что ажурные произведения Моцарта, густые полотна Вагнера и изысканные нотные тексты Равеля он пишет одинаковым стилистическим «мазком». Караяна корили за то, что в его репертуаре была в основном музыка, написанная до середины XX века, забыв прикрепить к этой тираде список исполняемых композиторов.
Герберт фон Караян: гениальное чудовище
Рецензентам ответил сам маэстро, за свою карьеру сделав почти две тысячи студийных работ. Караян практически за полвека до начала бума в сфере цифровизации записей начал продвигать эту индустрию, загоревшись идеей получить на выходе идеальный музыкальный продукт. Он первым превратил съёмку спектакля в самостоятельную деятельность — трудоёмкую, дорогую, где халтура по определению невозможна. Цель проекта отвечала размаху таланта Караяна, который стремился собрать и сохранить материал для дальнейшего международного кинопоказа. Современные виртуальные концертные залы стали реальным продолжением начинаний австрийского мастера. Кто-то рискнёт заметить, что Караян, возможно, таким образом хотел запечатлеть на века самого себя. Если в этом и есть хоть доля истины, то она работает во благо всех любителей классической музыки.
Дирижёра называют непревзойдённым мастером исполнения сочинений Бетховена. Девятая симфония в прочтении Караяна считается эталонным образцом исполнительского искусства. Впрочем, эта запись в 2019 году стала предметом скандала, разразившего на политических просторах Европейского союза. Сильное выступление правых — националистов — на выборах в Европарламент, заставило аутсайдеров кампании выдвинуть требование изменить мелодию гимна Объединённой Европы или, на худой конец, переписать творение Бетховена, так как на плёнке звучит оркестр под управлением Караяна — пособника фашистов. В Вене и Берлине, городах, где дирижёра особенно чтили, никак не отреагировали на инициативу. В противном случае пришлось бы переписывать историю многих европейских проектов, к которым имел отношение Караян.
Герберт фон Караян: гениальное чудовище
Он возглавлял Берлинский филармонический оркестр 35 лет, превратив обанкротившийся как в музыкальном, так и финансовом плане коллектив в образцово-показательный союз единомышленников. Караян создал Зальцбургский фестиваль и руководил проектом 33 года до момента своей кончины в 1989 году. Мероприятие было его вотчиной, а дирижёр — главным двигателем каждого без исключения представления. Кому не нравился такой порядок вещей, предпочитали молчать — дискуссии и Караян были вещами несовместными. Концертмейстер Берлинского филармоникера, в частности, вспоминал, что спорить с дирижёром было невозможно, потому, что он был прав, даже если и ошибался.

Последние события

Балетная труппа Мариинского театра возвращается домой

В Китае 26 октября завершились гастроли балетной труппы Мариинского театра. Российские артисты представили спектакль «Баядерка» на сцене Большого театра Шанхая.

Финальный аккорд «Московской осени»

Заключительный концерт фестиваля современной музыки «Московская осень» состоится 28 октября в Большом зале Дома композиторов.

Константин Хабенский вручил памятные «Чайки»

Артистам и сотрудникам МХТ имени Чехова, Школы-студии и Музея МХАТ вручили памятные знаки «Чайка». Церемонию награждения провёл художественный руководитель-директор театра Константин Хабенский.