В МХТ имени Чехова поставили «Жизель»

Дата публикации: 7 июля 2023

Премьера спектакля «Жизель Ботаническая» состоялась на Малой сцене МХТ имени Чехова. Работа режиссёра Никиты Кобелева стала последней премьерой 125-го, юбилейного сезона театра.
Спектакль поставлен по прозе Эдуарда Кочергина. Уже более 50 лет он служит главным художником петербургского Большого драматического театра, работал с Георгием Товстоноговым, Анатолием Эфросом, Юрием Любимовым, Львом Додиным, Генриеттой Яновской и Камой Гинкасом. Но есть и другая ипостась сценографа: он написал несколько книг, в которых рассказывает о жизни, профессии, людях, с которыми встречался, в том числе в детстве. Из биографии Кочергина известно, что, будучи сыном репрессированных родителей, он в возрасте восьми лет сбежал из детприемника в Омске и самостоятельно добрался до Ленинграда. В основе спектакля «Жизель Ботаническая» — его рассказы об обитателях ленинградского «дна», полные сочувствия и проникновенной нежности к искалеченным войной людям. В ролях заняты Светлана Колпакова, Ульяна Глушкова, Надежда Жарычева, Полина Романова, Ксения Теплова, Юлия Витрук, Софья Шидловская, Артём Соколов.
Персонажи постановки — девушки, как сейчас принято говорить, с низкой социальной ответственностью, вынужденные выживать в послевоенном Ленинграде. Кто-то лишился во время войны семьи и мужа, а кто-то овладел древнейшим ремеслом ещё будучи подростком. Организовав собственный профессиональных цех, или Артель, как они называют своё сообщество, они живут по установленным правилам: есть начальница Лидка Петроградская, есть «общак», свои законы, иерархия и деление на места работы по районам (отсюда и прозвище Ботаническая — так назывались труженицы любви, торгующие своими услугами в районе Ботанического сада).
В МХТ имени Чехова поставили «Жизель»
На сцене — пять больших старых шкафов, единственное личное и отличающееся от других пространство каждой женщины. Героини постоянно одеваются и раздеваются, а сцена становится то коммунальной квартирой, то альковом, то палубой старого потрепанного судна. Пять девушек сообща воспитывают ребёнка своей погибшей подруги, стараясь дать юной дочери полка ту жизнь, о которой сами даже не могли бы мечтать. Заметив в девочке страсть к танцам, они бросают все силы, чтобы определить её в Вагановское училище. Сцена дипломного выступления Гюли Ахметовой — самая трогательная в спектакле. Целый взвод ленинградских проституток, надев лучшие наряды, отправляется в Кировский театр, предварительно выкупив все билеты на второй ярус. Где-то высоко в видеопроекции парит воздушная целомудренная Жизель, а шкафы удивительным образом превращаются в театральные ложи — это идею предложила художник Нана Абдрашитова.
История выглядит фантастической, но у Гюли был свой прототип. О её жизни Эдуард Кочергин услышал в детстве от соседки по коммунальной квартире, представительницы той же Артели, о которой потом написал в своём рассказе. Но несмотря на описания почти горьковского «дна», на первый план автор выводит важные человеческие качества: стойкость характера, умение заботиться друг о друге, готовность помочь.
«Сегодня важно говорить о чём-то настоящем, и в этой истории есть прежде всего настоящий автор, в каком-то смысле подлинный, истинный и, мне кажется, ещё до конца пока недооценённый. Важно рассказать о чём-то человеческом, о милосердии, о заботе о другом человеке, о том, что человек друг другу важен, о том, что есть выживание, что важно сохранить достоинство, несмотря ни на что, вот такие общечеловеческие ценности», — рассказал режиссёр Никита Кобелев.
Единственный мужчина на сцене — Артём Соколов, его герой объединяет роль автора, рассказчика и все остальные персонажи, каждые несколько минут меняя маски, костюмы, темперамент и даже речь. «Это была работа с прозой, она всегда очень сложная и мучительная в каком-то смысле, но она доставляет удовольствие, потому что у тебя нет конкретных диалогов, фраз и сцен, они буквально рождаются из материала», — пояснил Соколов.
В МХТ имени Чехова поставили «Жизель»
Несмотря на драматизм ситуации, спектакль наполнен юмором, и это часть авторского замысла, как отметила исполнительница одной из главных ролей Ксения Теплова: «Я так предполагаю, что женщины этой профессии, если будут плакать и страдать, они просто не смогут ей заниматься, поэтому и написано это таким ироничным языком, и Никита Кобелев сделал в такой ироничной форме вообще весь спектакль. Поскольку невозможно это пережить, если ты себя не убеждаешь в том, что это необходимость, если ты не находишь в себе силы это принять и посмеяться над собой и друг другом».
Последняя премьера этого сезона в МХТ имени Чехова — это ещё и последний спектакль режиссёра Никиты Кобелева в Москве. В июне его назначили главным режиссёром Александринки в Петербурге, осенью он приступит к своим обязанностям. Премьеру повторят вечером 7 июля, а дальше «Жизель Ботаническую» можно будет увидеть в театре уже в новом сезоне.
Дженнет Арльт
Фото: Александра Торгушникова

Последние события

В Оренбургской области представили выставку «Тихий Дон. Обретение рукописи»

Выставка «Тихий Дон. Обретение рукописи» открылась в Историко-мемориальном музее Черномырдина в селе Чёрный Отрог Оренбургской области.

Музей Собора Парижской Богоматери

У восстановленного недавно Собора Парижской Богоматери будет собственный музей. Он разместится рядом, в средневековом госпитале Hôtel-Dieu. Решение о создании учреждения принял президент Франции.

Грандиозная выставка работ Виктора Васнецова

Выставка «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения» открылась в Русском музее. Экспозиция объединила более ста полотен художника, которые привезли из разных музеев.