Цыганы шумною толпой
Дата публикации: 31 июля 2023
Оперу Сергея Рахманинова «Алеко» представили на Первом оперном фестивале «Русская опера» в Рязани. Спектакль — результат сотрудничества Рязанского областного музыкального театра и АНО «Культура рядом». Режиссёром-постановщиком выступил заслуженный артист РФ, ведущий солист театра «Геликон-опера» Вадим Заплечный.
Фестиваль, посвящённый национальным оперным традициям и музыке русских композиторов, прошёл с 27 по 30 июля на территории Рязанского Кремля, в долине трёх рек — Оки, Трубежа и Лыбеди — где в 1095 году был заложен город Переяславль-Рязанский, который впоследствии стал Рязанью. Исторические достопримечательности стали локацией для оперных постановок и концертов под открытым небом. За четыре дня публика посетила камерные концерты с романсами и ариями из опер русских композиторов, лекции и костюмированные шоу, услышали «Литургию» и «Всенощную» Сергея Рахманинова в Христорождественском соборе, но ядром программы стали две большие оперные постановки. И если «Хованщина» Мусоргского с полным составом солистов, хора и оркестра театра Станиславского и Немировича-Данченко была перенесена из столицы на рязанскую землю, то «Алеко» Сергея Рахманинова стала детищем фестиваля — её поставили специально для «Русской оперы».
Отличительная особенность фестиваля — большая просветительская программа. Подготовка зрителей к «Алеко» началась задолго до самого действа.
Сначала во Дворце Олега на территории Кремля прошла лекция музыковеда Ольги Русановой, в которой слушатели могли не только погрузиться в историю создания оперы, но и услышать знаменитых певцов, исполнявших партию Алеко — для сравнения были предложены фрагменты из фильмов-опер 1953 и 1986 годов, а также концертные записи Фёдора Шаляпина, Дмитрия Хворостовского и Ильдара Абдразакова. Следующим этапом было поэтическое чтение поэмы Пушкина «Цыганы», ставшей основой для либретто, написанного Немировичем-Данченко. Ближе к спектаклю на улице прошло костюмированное шоу «Цыганские напевы» в исполнении фольклорного ансамбля «Табор возвращается». Финалом погружения в материал стала сама опера, при этом жанр спектакля был обозначен как иммерсивный.
В год 150-летия со дня рождения Сергея Рахманинова опера особенно востребована. Из событий только последнего месяца — выставка, посвященная «Алеко» в Российском национальном Музее музыки и концертная версия оперы в исполнении солистов, хора и оркестра Большого театра на фестивале «Лето. Музыка. Музей» в подмосковной Истре. Однако, режиссёр-постановщик спектакля Вадим Заплечный сумел удивить не только рязанскую публику, но и столичных гостей. Первым делом была изменена сценография: артисты и зрители поменялись местами. На поляне, где в другие дни фестиваля находился зрительский партер, были сделаны декорации для самого действия, а публика разместилась на сцене и вокруг условного поля спектакля. Решение и в самом деле удачное — ну где ещё мог расположиться цыганский табор, как не на лужайке под раскидистым деревом?
«Просто окиньте взглядом эту поляну. Это же идеальная площадка для цыганского табора! Просто кинематографичное место, здесь и будем работать. А зрители будут на сцене, пусть они теперь поймут, каково артистам там находиться. Там же, на другом ярусе — оркестр», — рассказал режиссёр.
Сюрпризы на этом не кончились. Спектакль начался с пролога, но не с того, который в свое время пытался навязать Рахманинову Шаляпин (текст пролога даже был написан, но автор не стал ничего менять), а с задумки Заплечного: пролог изображает сцену дуэли Онегина и Ленского, рядом с ними в роли одного из секундантов — сам Пушкин.
«У нас „Алеко“ — это такое продолжение „Евгения Онегина“. Где скитался Онегин несколько лет после дуэли? Кто рассказывал, кто знает? Никто не знает, а вернулся он совсем другим человеком. Вот мы в эту сторону и решили направить внимание зрителей, предложить им поразмышлять. Такая идея объединить этих двух персонажей в одного», — резюмировал Вадим Заплечный.
Далее действие разворачивается по классической схеме. Зрелищный выход цыганского табора — с телегами, шатрами, всяческой утварью и толпой весёлых ребятишек.
Пока взрослые заняты хлопотами, старый цыган рассказывает детям о своей жизни (в роли цыгана колоритный Александр Киселёв, солист Геликон-оперы).
Следом — Женский танец и Мужская пляска. И надо отдать должное балетной труппе Рязанского театра, порхать на траве — это не тоже самое, что танцевать на твёрдой сцене.
В оперных партиях — солисты «Геликона» Георгий Екимов (Алеко), Давид Посулихин (молодой цыган), Лариса Костюк (старая цыганка). Земфира — солистка театра «Русская опера» Мария Лобашева.
Действие разворачивается по классическому сценарию, напряжение нарастает и за счёт особого расположения публики: зрители находятся аккурат между артистами и оркестром, так что музыка пронизывает насквозь.
Мучимый ревностью, Алеко совершает свое злодеяние, а кто-то из зрителей тихонько охает. Цыгане дружно осуждают Алеко за двойное убийство и табор уходит, оставив главного героя тоскливо восклицать: «О, горе! Опять один, один!».
Куда ты теперь, Алеко? Не обратно ли в высший свет, откуда ты бежал после трагической дуэли? Уж не ужин ли к князю Гремину?
Дженнет Арльт
Фото: Владимир Гусев
Последние события
В Оренбургской области представили выставку «Тихий Дон. Обретение рукописи»
Выставка «Тихий Дон. Обретение рукописи» открылась в Историко-мемориальном музее Черномырдина в селе Чёрный Отрог Оренбургской области.
Музей Собора Парижской Богоматери
У восстановленного недавно Собора Парижской Богоматери будет собственный музей. Он разместится рядом, в средневековом госпитале Hôtel-Dieu. Решение о создании учреждения принял президент Франции.
Грандиозная выставка работ Виктора Васнецова
Выставка «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения» открылась в Русском музее. Экспозиция объединила более ста полотен художника, которые привезли из разных музеев.