Органная вселенная

Дата публикации: 12 сентября 2023

В Калининграде завершился ХIII Международный конкурс органистов имени Таривердиева.
Органная вселенная
Калининград нередко называют органной столицей России. И не без оснований — органные традиции здесь насчитывают не одно столетие. Кафедральный собор, расположенный на острове Канта, в этом году 13 сентября отмечает своё 690-летие! Его строительство началось ещё в 1333 году, а в ХVI веке в соборе появился большой орган. История его не пощадила, впрочем, как и многие другие органы Калининграда — после Великой Отечественной войны в городе не осталось ни одного инструмента. Однако органные традиции не были ни забыты, ни утеряны. Новый импульс для их развития дал Международный конкурс органистов имени Таривердиева, который впервые состоялся в 1999 году. Автором его идеи, вдохновительницей и душой стала Вера Таривердиева. За прошедшие почти четверть века конкурс вырос в масштабный музыкальный форум со своими правилами и традициями, со своей неповторимой атмосферой — неизменно внимательной, теплой и дружественной. Нынешний конкурс был тринадцатым по счёту, и подготовка к нему оказалась весьма непростой, но дело было вовсе не в суевериях. Сложная политическая ситуация ставила под сомнение участие европейских и американских органистов, а антиковидные ограничения, сохранившиеся в Китае, делали весьма затруднительным приезд музыкантов и из этой страны. Выход был найден: американский и европейский этапы первого тура прошли в интернете — члены жюри внимательно отслушали присланные записи, московский этап вживую собрал претендентов в Музее музыки, а второй и третий туры по традиции состоялись в Калининграде. 22 молодых органиста из России, Китая, Южной Кореи, Франции, ЮАР и Канады 4 и 5 сентября играли сложнейшие программы в Калининградской филармонии на органе, построенном в кирхе Св. Семейства в 1982 году чешской фирмой Reger Closs. Авторитетное международное жюри, в составе которого были музыканты из России (Алексей Шмитов и Даниэль Зарецкий), Италии (Эудженио Мария Фаджиани), Австрии (Вольфганг Райзингер), Германии (Эльке Фёлькер), Китая (Юань Шень) возглавлял известный французский органист Иоанн Вексо. Надо отдать должное их стойкости и выносливости — прослушивания начинались в 10 утра, а заканчивались лишь к полуночи, программы были сложные и разнообразные. Выбрать шестерых участников финала оказалось весьма непросто. Как признался член жюри доцент кафедры органа Московской консерватории Алексей Шмитов, «задача была действительно достаточно сложная — исполнителей много, кандидатов много, уровень достаточно ровный. Как всегда, достойных больше, чем возможностей пропустить в финальный тур». И всё же консенсус был найден — финалистами стали Сяофэн Хэ из Китая, Жан Нуве-Алу из Франции и четверо россиянок — Аида Глухова, Елена Малева, Ирина Крюкова и Мария Коронова. Из тех, кто не прошёл в финал, особенно запомнились Изабелль ван Ренсбург из ЮАР с её уверенностью и вдумчивостью и Веньинг Ву из Китая — с её артистизмом и обжигающим темпераментом.
Органная вселенная
Уровень и количество конкурсантов из КНР для многих оказались неожиданностью: во втором туре играли девять представителей этой страны. И это при том, что собственно «китайский» этап в конкурсе имени Таривердиева состоялся впервые. Рассказывает член жюри Заслуженный артист РФ заведующий кафедры органа и клавесина профессор Санкт-Петербургской консерватории Даниэль Зарецкий: «Для меня это не было неожиданностью. Я был в Китае в 2018 году и тогда уже был поражен, с какой скоростью там появляются новые концертные залы, и в каждом зале — орган, причём, идёт такое чисто китайское соревнование, когда в каждом следующем зале орган больше — хотя бы на один регистр. Залы, как правило, двухтысячные, и ведущие европейские и американские органостроительные фирмы ставят там современные инструменты. Если раньше органные классы были только в Пекине и Шанхае, то теперь они открылись в ряде других консерваторий. Педагоги — музыканты, воспитанные в Германии, Франции, Америке, кроме того, молодые музыканты имеют возможность стажироваться во многих странах Европы. Группа органистов, которые приехали на конкурс, конечно, неоднородная, но есть среди них очень продвинутые участники. У них разнообразные программы, они прекрасно разбираются в регистровке. Им ещё многое предстоит узнать, но школа у них идет вперёд семимильными шагами».
В третьем туре шестеро финалистов исполняли сольную программу на Большом органе Кафедрального собора — грандиозном и очень красивом инструменте, обладающим богатейшим набором тембровых и динамических средств. За исключением обязательного произведения (одной части органной симфонии Таривердиева «Чернобыль»), исполняемая программа целиком выражала вкусы и пристрастия конкурсантов. И жюри, кстати, оценивало не только качество исполнения, но и саму программу, разнообразие и глубину идей, которые молодые музыканты старались в нее вложить. И тут индивидуальность музыкантов проявилась гораздо ярче, чем в предыдущем туре. Удивил француз Жан Нувель-Алу, который исполнил всего два произведения — первую часть «Зона» Симфонии Таривердиева и Фантазию и фугу Листа на хорал «Ad nos, ad solutarem undam», порадовали разнообразием стилей наши участницы Елена Малева, Аида Глухова, Мария Коронова, китайский участник Сяофен Хе, отдавший предпочтение романтикам — в его программе, наряду с музыкой композиторов нашего времени Таривердиева и Эскеша, прозвучали сочинения Мендельсона, Видора и Дюрюфле. Но абсолютной сенсацией конкурса стало выступление самой юной участницы — 15-летней Ирины Крюковой. Впрочем, многие об этой сенсации догадывались ещё в первом туре. Например, органист Францисканского храма Ла Верны, Титулярный органист Кафедрального собора Ареццо Эудженио Мария Фаджиани, который в московском этапе первого тура был председателем жюри, заметил: «Когда она вышла на сцену в Москве и начала играть, я решил проверить в буклете, сколько ей лет, и подумал, что там опечатка, но это оказалось правдой. Это очень редкий случай, я сталкиваюсь с подобным явлением всего второй раз в жизни. Она совершенно зрелый музыкант, и то, что она прошла в финал — не комплимент ее возрасту, а совершенно справедливая оценка ее музыкального интеллекта, таланта и смелости. Думаю, что в будущем она вырастет в большого исполнителя. Ждите новую звезду». Ирина Крюкова была удостоена специального приза «Надежда Отечества».
Органная вселенная
А звездой ХIII конкурса имени Таривердиева стала Мария Коронова, студентка Санкт-Петербургской консерватории (класс Д. Зарецкого). Именно она завоевала первую премию, приз за лучшее исполнение произведений Таривердиева и множество специальных призов, большинство которых — сольные выступления на различных концертных площадках у нас в стране, а также на фестивале в Рурмонде (Нидерланды). Именно к ней улетел прекрасный «Янтарный ангел» — очень красивая статуэтка из янтаря, которой по традиции награждается обладатель первой премии.
Органная вселенная
Ближайшие два года у Марии будут весьма напряженными — запланировано много гастролей и сольных концертов, а также ей предстоит защитить диплом в консерватории — конечно, по специальности «орган», ведь орган, как она признается, «это космос, Вселенная, которая продолжает раскрываться новыми неожиданными гранями». «На вчерашнем выступлении, — сказала Мария Коронова после объявления результатов, — я себя чувствовала, как на концерте. Это было сложно, потому что я играла последней. Фактически, я закрывала конкурс, в этом было и волнение, и большая ответственность. И еще, конечно, очень важно, когда получаешь возможность играть в таких удивительных местах, как этот собор, где все дышит историей, все пропитано философией. Это создает совершенно особенное настроение».
8 сентября концертом лауреатов и дипломантов ХIII Международный конкурс органистов имени Таривердиева завершился. Как всегда, он принес немало открытий — новых имен, произведений, интерпретаций, которые еще только предстоит осмыслить, а ещё — подарил драгоценное чувство взаимопонимания, когда слова не нужны — их заменяет музыка.
Органная вселенная
Текст Ольга Кордюкова

Последние события

Пасхальный фестиваль открылся в Архангельске

Большой Пасхальный фестиваль проходит в Архангельске. Завтра, 11 мая, состоится премьера музыкально-литературного проекта «Медвежья услуга» по новелле Андрея Логинова.

Столица увеличила размер грантов для начинающих артистов

В Москве увеличили размер грантов для одаренных учащихся детских школ искусств и творческих колледжей. Соответствующий документ подписал мэр столицы Сергей Собянин.

Михаил Мишустин занял пост Председателя Правительства России

Госдума утвердила Михаила Мишустина на должности Председателя Правительства Российской Федерации. «За» проголосовали 375 депутатов, 57 — воздержалось, проголосовавших против не было.