Органная вселенная
Дата публикации: 12 сентября 2023
В Калининграде завершился ХIII Международный конкурс органистов имени Таривердиева.
Калининград нередко называют органной столицей России. И не без оснований — органные традиции здесь насчитывают не одно столетие. Кафедральный собор, расположенный на острове Канта, в этом году 13 сентября отмечает своё 690-летие! Его строительство началось ещё в 1333 году, а в ХVI веке в соборе появился большой орган. История его не пощадила, впрочем, как и многие другие органы Калининграда — после Великой Отечественной войны в городе не осталось ни одного инструмента. Однако органные традиции не были ни забыты, ни утеряны. Новый импульс для их развития дал Международный конкурс органистов имени Таривердиева, который впервые состоялся в 1999 году. Автором его идеи, вдохновительницей и душой стала Вера Таривердиева. За прошедшие почти четверть века конкурс вырос в масштабный музыкальный форум со своими правилами и традициями, со своей неповторимой атмосферой — неизменно внимательной, теплой и дружественной. Нынешний конкурс был тринадцатым по счёту, и подготовка к нему оказалась весьма непростой, но дело было вовсе не в суевериях. Сложная политическая ситуация ставила под сомнение участие европейских и американских органистов, а антиковидные ограничения, сохранившиеся в Китае, делали весьма затруднительным приезд музыкантов и из этой страны. Выход был найден: американский и европейский этапы первого тура прошли в интернете — члены жюри внимательно отслушали присланные записи, московский этап вживую собрал претендентов в Музее музыки, а второй и третий туры по традиции состоялись в Калининграде. 22 молодых органиста из России, Китая, Южной Кореи, Франции, ЮАР и Канады 4 и 5 сентября играли сложнейшие программы в Калининградской филармонии на органе, построенном в кирхе Св. Семейства в 1982 году чешской фирмой Reger Closs. Авторитетное международное жюри, в составе которого были музыканты из России (Алексей Шмитов и Даниэль Зарецкий), Италии (Эудженио Мария Фаджиани), Австрии (Вольфганг Райзингер), Германии (Эльке Фёлькер), Китая (Юань Шень) возглавлял известный французский органист Иоанн Вексо. Надо отдать должное их стойкости и выносливости — прослушивания начинались в 10 утра, а заканчивались лишь к полуночи, программы были сложные и разнообразные. Выбрать шестерых участников финала оказалось весьма непросто. Как признался член жюри доцент кафедры органа Московской консерватории Алексей Шмитов, «задача была действительно достаточно сложная — исполнителей много, кандидатов много, уровень достаточно ровный. Как всегда, достойных больше, чем возможностей пропустить в финальный тур». И всё же консенсус был найден — финалистами стали Сяофэн Хэ из Китая, Жан Нуве-Алу из Франции и четверо россиянок — Аида Глухова, Елена Малева, Ирина Крюкова и Мария Коронова. Из тех, кто не прошёл в финал, особенно запомнились Изабелль ван Ренсбург из ЮАР с её уверенностью и вдумчивостью и Веньинг Ву из Китая — с её артистизмом и обжигающим темпераментом.
Уровень и количество конкурсантов из КНР для многих оказались неожиданностью: во втором туре играли девять представителей этой страны. И это при том, что собственно «китайский» этап в конкурсе имени Таривердиева состоялся впервые. Рассказывает член жюри Заслуженный артист РФ заведующий кафедры органа и клавесина профессор Санкт-Петербургской консерватории Даниэль Зарецкий: «Для меня это не было неожиданностью. Я был в Китае в 2018 году и тогда уже был поражен, с какой скоростью там появляются новые концертные залы, и в каждом зале — орган, причём, идёт такое чисто китайское соревнование, когда в каждом следующем зале орган больше — хотя бы на один регистр. Залы, как правило, двухтысячные, и ведущие европейские и американские органостроительные фирмы ставят там современные инструменты. Если раньше органные классы были только в Пекине и Шанхае, то теперь они открылись в ряде других консерваторий. Педагоги — музыканты, воспитанные в Германии, Франции, Америке, кроме того, молодые музыканты имеют возможность стажироваться во многих странах Европы. Группа органистов, которые приехали на конкурс, конечно, неоднородная, но есть среди них очень продвинутые участники. У них разнообразные программы, они прекрасно разбираются в регистровке. Им ещё многое предстоит узнать, но школа у них идет вперёд семимильными шагами».
В третьем туре шестеро финалистов исполняли сольную программу на Большом органе Кафедрального собора — грандиозном и очень красивом инструменте, обладающим богатейшим набором тембровых и динамических средств. За исключением обязательного произведения (одной части органной симфонии Таривердиева «Чернобыль»), исполняемая программа целиком выражала вкусы и пристрастия конкурсантов. И жюри, кстати, оценивало не только качество исполнения, но и саму программу, разнообразие и глубину идей, которые молодые музыканты старались в нее вложить. И тут индивидуальность музыкантов проявилась гораздо ярче, чем в предыдущем туре. Удивил француз Жан Нувель-Алу, который исполнил всего два произведения — первую часть «Зона» Симфонии Таривердиева и Фантазию и фугу Листа на хорал «Ad nos, ad solutarem undam», порадовали разнообразием стилей наши участницы Елена Малева, Аида Глухова, Мария Коронова, китайский участник Сяофен Хе, отдавший предпочтение романтикам — в его программе, наряду с музыкой композиторов нашего времени Таривердиева и Эскеша, прозвучали сочинения Мендельсона, Видора и Дюрюфле. Но абсолютной сенсацией конкурса стало выступление самой юной участницы — 15-летней Ирины Крюковой. Впрочем, многие об этой сенсации догадывались ещё в первом туре. Например, органист Францисканского храма Ла Верны, Титулярный органист Кафедрального собора Ареццо Эудженио Мария Фаджиани, который в московском этапе первого тура был председателем жюри, заметил: «Когда она вышла на сцену в Москве и начала играть, я решил проверить в буклете, сколько ей лет, и подумал, что там опечатка, но это оказалось правдой. Это очень редкий случай, я сталкиваюсь с подобным явлением всего второй раз в жизни. Она совершенно зрелый музыкант, и то, что она прошла в финал — не комплимент ее возрасту, а совершенно справедливая оценка ее музыкального интеллекта, таланта и смелости. Думаю, что в будущем она вырастет в большого исполнителя. Ждите новую звезду». Ирина Крюкова была удостоена специального приза «Надежда Отечества».
А звездой ХIII конкурса имени Таривердиева стала Мария Коронова, студентка Санкт-Петербургской консерватории (класс Д. Зарецкого). Именно она завоевала первую премию, приз за лучшее исполнение произведений Таривердиева и множество специальных призов, большинство которых — сольные выступления на различных концертных площадках у нас в стране, а также на фестивале в Рурмонде (Нидерланды). Именно к ней улетел прекрасный «Янтарный ангел» — очень красивая статуэтка из янтаря, которой по традиции награждается обладатель первой премии.
Ближайшие два года у Марии будут весьма напряженными — запланировано много гастролей и сольных концертов, а также ей предстоит защитить диплом в консерватории — конечно, по специальности «орган», ведь орган, как она признается, «это космос, Вселенная, которая продолжает раскрываться новыми неожиданными гранями». «На вчерашнем выступлении, — сказала Мария Коронова после объявления результатов, — я себя чувствовала, как на концерте. Это было сложно, потому что я играла последней. Фактически, я закрывала конкурс, в этом было и волнение, и большая ответственность. И еще, конечно, очень важно, когда получаешь возможность играть в таких удивительных местах, как этот собор, где все дышит историей, все пропитано философией. Это создает совершенно особенное настроение».
8 сентября концертом лауреатов и дипломантов ХIII Международный конкурс органистов имени Таривердиева завершился. Как всегда, он принес немало открытий — новых имен, произведений, интерпретаций, которые еще только предстоит осмыслить, а ещё — подарил драгоценное чувство взаимопонимания, когда слова не нужны — их заменяет музыка.
Текст Ольга Кордюкова
Последние события
В Оренбургской области представили выставку «Тихий Дон. Обретение рукописи»
Выставка «Тихий Дон. Обретение рукописи» открылась в Историко-мемориальном музее Черномырдина в селе Чёрный Отрог Оренбургской области.
Музей Собора Парижской Богоматери
У восстановленного недавно Собора Парижской Богоматери будет собственный музей. Он разместится рядом, в средневековом госпитале Hôtel-Dieu. Решение о создании учреждения принял президент Франции.
Грандиозная выставка работ Виктора Васнецова
Выставка «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения» открылась в Русском музее. Экспозиция объединила более ста полотен художника, которые привезли из разных музеев.