«Вокруг Левитана»: русский лирический пейзаж в Звенигороде
Дата публикации: 4 октября 2023
Выставка «Вокруг Левитана. Пейзаж конца 19 — начала 20 века из собрания Русского музея» открылась 4 октября в Подмосковье, в Звенигородском Манеже. В экспозиции более полусотни работ: 45 из коллекции Русского музея и 11 из собрания Звенигородского музея-заповедника.
Русский лирический пейзаж — явление, которое зародилось благодаря московской школе живописи, рассказывает куратор выставки, ведущий научный сотрудник Русского музея Сергей Кривонденченков:
«Равнина, косогоры, леса, перелески, луга. Здесь нет эффектных форм: это не скалы, не берега океана, не заливы. Важен сам образ, когда ландшафт описывается не документально, художник вкладывает в работу свои переживания. Основоположником пейзажа настроения был Саврасов. [Его работы тоже можно увидеть в экспозиции — прим].
Самое же волнительное впечатление — когда природа меняется. Например, наступление весны в картине «Грачи прилетели». Это и есть лирика. Она может быть печальной, как в работах в Саврасова и Левитана, а может быть радостной, как в работах Грабаря и Виноградова.
До появления русского лирического пейзажа в первой половине 19 века считалось, что изображать можно только итальянскую природу. А русское, что там? Болота, равнины… Чахлое, или, как говорил Стасов, «неказистое». Но когда российские художники поездили по Европе, посетили Барбизон, где их коллеги воспевали свою же неяркую природу, то задумались: «А чем наша природа хуже? Она тоже красивая, поэтичная». Оставалось только научиться ее изображать…»
Больших успехов в изображении «неказистой» русской природы достигли художники, связанные с Московским училищем живописи, ваяния и зодчества, где в 1858 году пейзажную мастерскую возглавил Алексей Саврасов. Здесь же начала формироваться московская школа пленэрного пейзажа, и Звенигород стал для нее своего рода природной колыбелью. Сюда приезжали писать этюды многие художники, в числе которых тот же Левитан, Коровин, Каменев. Останавливались они в доме крестьянки Горбачевой. Кстати, этот дом в Саввинской слободе до сих пор сохранился, и современный зритель может увидеть те же места (пусть и в сильно облагороженном виде), что и его выдающиеся предшественники.
Дом крестьянки Горбачёвой
Возможно, благодаря сохранившейся связи времен, картины, представленные на выставке, так близки и понятны нам.
«Каждый найдет здесь произведение, которое ему понравится, и каждый вспомнит: „О, это как на даче; эту картину я уже где-то видел; это из учебника“. Будут открытия и добрые воспоминания, потому что эти пейзажи нам близки. Они — наши, русские.
Миссия музея — вытащить нас из потока жизни и соединить духовно с какими-то глубокими моментами, открыть нам глаза. Эта выставка поможет увидеть неэффектную, но очень близкую нам красоту», — считает Сергей Кривонденченков.
Место для пейзажной выставки выбрали идеальное. Звенигород вдохновлял и продолжает вдохновлять выдающихся художников, музыкантов, писателей. Саврасов, Левитан, Танеев, Чехов, Шаляпин, Свиридов — перечислять имена великих, кто бывал в этих местах и возвращался в них вновь, можно бесконечно. А самое ценное — город и сегодня сохраняет свою уютную живописную самобытность и буквально с первых минут окутывает спокойствием и щемящим ощущением уходящей эпохи, которая чудом здесь пока сохраняется.
Наталия Сергеева
Фото - пресс-служба Звенигородского Манежа
Последние события
В Оренбургской области представили выставку «Тихий Дон. Обретение рукописи»
Выставка «Тихий Дон. Обретение рукописи» открылась в Историко-мемориальном музее Черномырдина в селе Чёрный Отрог Оренбургской области.
Музей Собора Парижской Богоматери
У восстановленного недавно Собора Парижской Богоматери будет собственный музей. Он разместится рядом, в средневековом госпитале Hôtel-Dieu. Решение о создании учреждения принял президент Франции.
Грандиозная выставка работ Виктора Васнецова
Выставка «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения» открылась в Русском музее. Экспозиция объединила более ста полотен художника, которые привезли из разных музеев.