Место встречи симфонических оркестров
Дата публикации: 10 октября 2023
В Екатеринбурге в самом разгаре VII Симфонический форум России. В Большом зале Свердловской филармонии уже выступили четыре оркестра — Уральский академический филармонический под управлением Дмитрия Лисса, Симфонический оркестр Карельской государственной филармонии под управлением Анатолия Рыбалко, Государственный симфонический оркестр Челябинской области во главе с Адиком Абдурахмановым; концерты прошли и в городах Свердловской области — в Заречном, Асбесте, Ирбите, Алапаевске, Ревде, в филармонии состоялись деловые встречи и дискуссии, на которых обсуждались горячие проблемы жизни симфонических оркестров. Все концерты форума, проходящие в Большом зале Свердловской филармонии, транслируются на ее сайте, что невероятно увеличивает аудиторию.
Если говорить о музыкальной составляющей форума, то главные условия участия в нем таковы: оркестры должны выступать со своим лидером — главным дирижером, без солистов, при этом в выборе программы музыканты не ограничены. Ну, и априори, уровень коллектива может быть только высочайшим. При таких исходных каждый концерт становится событием и интригой — зал Свердловской филармонии с трудом вмещает всех желающих, концерты заканчиваются оглушительными овациями и криками браво (аналогичная история и в городах области). А коллективы при этом очень разные: Уральский филармонический для здешней публики — родной и любимый, Оркестр Карельской филармонии, (кстати, один из старейших в нашей стране, в этом году ему исполняется 90 лет) Екатеринбургу знаком, на форум он приезжает второй раз, правда, теперь с другим главным, с Анатолием Рыбалко, не впервые на форуме Белгородский оркестр и его лидер Рашит Нигаматуллин, а вот оркестр Челябинской области, напротив, очень юн, ему ещё нет и пяти лет, для столицы Урала это открытие. Разные и программы — Малер, Рахманинов, Брамс, Шуберт, Прокофьев, Ревуэлтас.
6 октября форум начался сразу с высокого пика — Уральский филармонический и маэстро Дмитрий Лисс исполнили Шестую «Трагическую» симфонию Малера, произведение невероятного эмоционального накала.
По словам Виллема Менгельберга, выдающегося интерпретатора малеровской музыки, в этой симфонии «передана потрясающая драма в звуках, титаническая борьба героя, гибнущего в страшной катастрофе». Интересно, что, по мнению современников, название «Трагическая» было не авторским, но содержание ее не вызывало сомнений ни у современников композитора, ни сегодня. Критики Малера не щадили, ставили ему в вину предельную жесткость трагизма этой музыки. «Все плохо, что плохо кончается» — квинтэссенция многих тогдашних рецензий. Сегодня, спустя почти сто двадцать лет, мы все ещё продолжаем открывать для себя Малера, принимая и разумом, и сердцем правоту его мироощущения. Провидцем оказался Бернстайн, считавший что «только спустя пятьдесят, шестьдесят, семьдесят лет мировых разрушений мы можем, в конце концов, слушать музыку Малера и понимать, что она предсказывала все это». Не случайно так поздно — только в 50-е годы ХХ века появились первые записи Шестой симфонии. А ее премьера в нашей стране, по данным екатеринбургских исследователей, состоялась еще позже — в 1968 году, в исполнении Свердловского симфонического оркестра под управлением Абрама Стасевича. Для Уральского оркестра и Дмитрия Лисса обращение к симфониям Малера отнюдь не случайный эпизод — за исключением, пожалуй, Восьмой и Десятой, в разные годы они исполняли их, а некоторые и не по одному разу. Восприятие с течением времени, конечно, меняется — неудивительно, ведь музыка — субстанция живая. Вот как о своём сегодняшнем восприятии Шестой симфонии говорит Дмитрий Лисс:
«Малер для меня — прямой продолжатель традиций романтической австро-немецкой культуры. Если смотреть на баланс романтизма и экспрессионизма, то для меня как исполнителя и дирижера в разные годы были разные акценты. Если раньше экспрессионистская сторона этой музыки, преувеличенные эмоции и их бездны для меня превалировали, то сейчас все больше и больше я слышу именно романтическое начало. На эту музыку можно смотреть под разным углом. Любой исполнитель в разные периоды своей жизни открывает в этой музыке что-то новое, также как и публика — это происходит в зависимости от жизненного опыта, взглядов, жизненных ситуаций. Малера часто сравнивают с Шостаковичем, но все же это не одно и то же. При Малере ещё не было тех страшных трагедий, которые пережил Шостакович и весь народ в ХХ веке, его музыка все же более личная, в ней меньше социального. Хотя предчувствия катастроф, конечно, были».
И катастроф глобальных, не случайно состав оркестра в этой симфонии — грандиозный (даже вполне благополучному в смысле численного состава Уральскому оркестру пришлось добирать музыкантов из других коллективов), и не случайно автор для финала предписал сделать специальный инструмент — огромный молот, удары которого в коде — как чудовищные удары топора на вселенской плахе.
Эту музыку страшно слушать, (есть свидетельства, что, дирижируя премьерой в 1906 году, Малер безумно нервничал, словно испытывая ужас перед своим творением), но и оторваться от неё невозможно. И не думаю, что будет преувеличением сказать — нынешнее воплощение этой музыки Уральским оркестром и маэстро Дмитрием Лиссом было конгениально ей.
И все же жизнь продолжается, продолжается и VII Симфонический форум России. Впереди ещё немало открытий, но о них — в следующих материалах.
Последние события
Музей Собора Парижской Богоматери
У восстановленного недавно Собора Парижской Богоматери будет собственный музей. Он разместится рядом, в средневековом госпитале Hôtel-Dieu. Решение о создании учреждения принял президент Франции.
Грандиозная выставка работ Виктора Васнецова
Выставка «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения» открылась в Русском музее. Экспозиция объединила более ста полотен художника, которые привезли из разных музеев.
Московский Рождественский фестиваль духовной музыки
XV Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдёт в Доме музыки с 14 по 25 января.