Возвышенный Танеев и инфернальный Шнитке

Дата публикации: 15 декабря 2023

Второй фестиваль «Хор без границ», в этот раз посвященный 95-летию Владимира Минина, продолжается в Москве.
Возвышенный Танеев и инфернальный Шнитке
В зале «Зарядье» 11 декабря Московский академический камерный хор исполнил две кантаты: «Иоанн Дамаскин» Танеева и «История доктора Иоганна Фауста» Шнитке. Маэстро Минин присутствовал на вечере как гость и остался доволен выступлением своего коллектива, который вышел на сцену под управлением худрука Тимофея Гольберга.
В концерте также приняли участие Российский национальный оркестр и Капелла Москвы имени Судакова. Солировали бас Алексей Тихомиров, контратенор Артем Крутько, сопрано Полина Конкина и тенор Дмитрий Бобров, считающий историю Фауста актуальной во все времена:
«Не представляете, сколько вокалистов молится, чтобы природа дала хотя бы еще пару лет, чтобы продолжить заниматься музыкой и нормально петь. Представим, что к такому вокалисту приходит Мефистофель и говорит: „Слушай, у тебя еще есть 24 года, и ты можешь остаться молодым и продолжить карьеру“. Не знаю, кто бы от такого отказался».
Возвышенный Танеев и инфернальный Шнитке
Концепция вечера понятна и логична: две кантаты, два светских произведения на духовную тему. Одно — из XIX века, другое — из века XX.
Возвышенный, строгий «Иоанн Дамаскин» Танеева написан на фрагмент поэмы Алексея Толстого и посвящен памяти основателя Московской консерватории Николая Рубинштейна. Сочинение прозвучало глубоко, тонко, сводный коллектив показал виртуозное владение полифонической техникой, а Тимофею Гольбергу буквально с первых нот удалось выстроить идеальный динамический баланс между хором и оркестром.
Своеобразной интермедией и завершением первого отделения стал знаменитый «Вокализ» Сергея Рахманинова в переложении для оркестра.
«Работа с РНО — интересный и богатый опыт для любого дирижера, а для молодого дирижера — еще и школа жизни, потому что многие музыканты с точки зрения масштаба музыкальности выше тебя. Самая большая моя радость — рост, который этот коллектив предоставил. Пожалуй, это лучший оркестр в стране, а концертмейстеры — нечто», — делится своими впечатлениями Тимофей Гольберг.
Возвышенный Танеев и инфернальный Шнитке
В «Истории доктора Иоганна Фауста» Шнитке опирается на версию легенды Иоганна Шписа и намеренно исключает любовную линию Фауст — Маргарита, сосредотачивая внимание слушателя на трагедии чернокнижника, продавшего душу ради профессиональных секретов и 24 лет жизни. Нетривиально решен образ Мефистофеля, представленного как дьявол обольщающий (контратенор Артем Крутько) и как дьявол унижающий (сопрано Полина Конкина, мощный голос которой в мефисто-танго звучит настолько убедительно, что по коже бегут мурашки).
Живое исполнение «Фауста» оставляет сильное впечатление, если музыкантам удается справиться с этим непростым материалом. Тут есть и что попеть, и что поиграть, а уж собрать такую кантату в почти театральное действо, довести до кульминации и сохранить при этом цельность произведения — признак высшего мастерства. И здесь всё сложилось идеально. Не зря первой записью Минин-хора вместе с Тимофеем Гольбергом стал «Реквием» Шнитке, вышедший в ноябре прошлого года на фирме «Мелодия». Слышно, что этот композитор близок и дирижеру, и его коллективу.
Следующий концерт фестиваля «Хор без границ» состоится 24 января в Московском международном доме музыки. Прозвучит месса Эдуарда Артемьева «Девять шагов к Преображению».
Наталия Сергеева
Фото — Алла Четверикова

Последние события

В Екатеринбурге готовят книжный фестиваль

Книжный фестиваль «Красная строка» пройдёт в Екатеринбурге с 23 по 25 августа. Участие примут более сотни издательств.

Оперный певец Геннадий Беззубенков отмечает 75-летие

Солиста Мариинского театра Геннадий Беззубенков празднует 75-летие. С днём рождения певца поздравил Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин.

Постановку о молодом Горьком покажут в Театре Вахтангова

Театр Вахтангова 28 и 29 апреля представит премьеру спектакля по произведениям Максима Горького. Работа Павла Пархоменко «По Руси» рассказывает о молодости писателя и его творческом становлении.