«Борис Годунов» прописан в Краснодаре
Дата публикации: 6 февраля 2024
Сегодня в 19:00 на медиаплатформе «Орфей» — прямая трансляция из Большого театра России: опера Мусоргского «Борис Годунов» в постановке Краснодарского музыкального театра.
Фотопортрет Мусоргского из фондов рукописного отдела Российской Национальной библиотеки в Санкт-Петербурге
А накануне в Конференц-зале Большого театра прошла пресс-конференция, посвящённая крупному событию российской музыкальной жизни — первым московским гастролям Краснодарского музыкального театра за все 90 лет его существования. Вместе с театром в первопрестольную пожаловали другие творческие силы кубанской столицы: ансамбль казачьей песни «Криница» и детский коллектив. Все они участники масштабной оперной постановки — и составные части Творческого объединения «Премьера», созданного в Краснодаре в начале 90-х годов прошлого века настоящим подвижником, народным артистом России Леонардом Гатовым.
Кубанские артисты привезли в Москву свою версию самой великой и самой известной русской оперы — «Борис Годунов» Мусоргского. Они исполняют её в столице в те самые дни, когда отмечается 150-летие мировой премьеры этого шедевра — она состоялась в Санкт-Петербурге в Мариинском театре 27 января (8 февраля по новому стилю) 1874 года. Гастроли труппы из Краснодара, приуроченные к 90-летию коллектива, посвящены также нескольким памятным датам, отмечаемым в этом году: помимо названного юбилея «Бориса Годунова», это 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина — автора литературного первоисточника оперы, и 185-я годовщина со дня рождения композитора — Модеста Петровича Мусоргского.
Пресс-конференция, прошедшая в Большом театре 5 февраля, стала, по сути, двойной презентацией: оперного спектакля и томов Полного академического собрания сочинений Мусоргского, посвящённых партитуре «Бориса Годунова» во всех авторских вариантах и версиях. Это уникальная публикация предпринимается в Государственном институте искусствознания — впервые в истории в такой полноте. Крайне важно, что нотные материалы, ещё только готовящиеся к изданию, уже проходят практическую апробацию на оперной сцене — в краснодарском спектакле музыка Мусоргского звучит исключительно в авторских редакциях. При этом знаменитая «Сцена у Фонтана» в первый раз исполняется по подлинному автографу композитора, а сцена «Сокольники на Днепре» (первоначальная версия картины, в позднем варианте известной как «Сцена под Кромами»), вообще впервые увидит свет рампы.
Первая страница партитуры «Сцены в келье» из из фондов рукописного отдела Российской Национальной библиотеки в Санкт-Петербурге
Поэтому логичным выглядело участие в пресс-конференции не только руководства театра и Творческого объединения «Премьера», но и директора Государственного института искусствознания Наталии Сиповской и руководителя сектора Академических музыкальных изданий института Надежды Тетериной. Они рассказали о работе над клавиром и партитурой «Бориса Годунова», о сотрудничестве с Краснодарским музыкальным театром в ходе подготовки сценической версии оперы. Все выступавшие на пресс-конференции с теплотой и благодарностью называли имя человека, без которого бы не состоялись ни академическое издание, ни нынешний спектакль: выдающегося российского музыковеда Евгения Михайловича Левашева. Он ушёл из жизни в декабре 2022 года, но его творческое наследие и научные идеи ещё многие десятилетия будут определять развитие и нашего музыкознания, и российского музыкального театра.
История постановки «Бориса Годунова» в Краснодаре, её смысл и миссия — эти темы были в центре выступления художественного руководителя и генерального директора Краснодарского творческого объединения «Премьера», заслуженного работника культуры РФ Алексея Львова-Белова. Для режиссёра-постановщика спектакля, заслуженного деятеля искусств РСФСР, режиссёра Большого театра Ольги Ивановой это не первое обращение к авторской версии оперы Мусоргского. В декабре 1989 года она ставила мировую премьеру первой редакции «Бориса Годунова» в Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко с гениальным Евгением Колобовым за дирижёрским пультом. На пресс-конференции Ольга Тимофеевна рассказала о том, как менялось с годами её отношение к образу царя Бориса, других действующих лиц, режиссёрская концепция в целом. Дирижёр-постановщик спектакля — заслуженный артист Республики Башкортостан, главный дирижёр Национального симфонического оркестра Башкортостана, молодой харизматичный маэстро Дмитрий Крюков поделился впечатлениями от подлинных партитур Мусоргского, тем, какое влияние они оказывают на него как музыканта.
После пресс-конференции журналистов пригласили на генеральный прогон спектакля на главной оперной сцене страны. Его главным героем, безусловно, стал Мусоргский — новаторские драматургические идеи и приемы, запечатленные в авторской партитуре «Бориса Годунова», её невероятная красота и мощь. Именно они вдохновили сценографа Виктора Герасименко на монументальные, почти гипнотические по воздействию декорации — словно бы высеченные из камня, обращённые к древним пластам русского зодчества и иконописи. Именно они вызвали к жизни режиссёрское решение Ольги Ивановой — сметающее привычные штампы, дерзкое и в то же время невероятно глубокое. Именно они определили и музыкальный образ спектакля: звучание оркестра, хора и солистов под управлением Дмитрия Крюкова — во многом непривычное для меломанов, воспитанных на редакциях Римского-Корсакова, однако возвращающее нас к партитуре великого композитора в том виде, в котором он её задумал и воплотил — ровно через полтора столетия после премьеры.
Любители оперы имеют единственный шанс увидеть в столице «Бориса Годунова», прописанного в Краснодаре — сегодня вечером этот спектакль пройдет в Большом театре. Тем же, кто не попадет в театр, не стоит огорчаться: сегодня в 19 часов на медиаплатформе «Орфей» (orpheus.ru) — единственном в России медийном ресурсе, посвящённом академической музыке и музыкальному театру, — начнётся прямая видео-трансляция оперы Мусоргского в постановке Краснодарского музыкального театра.
Роман Берченко, из Большого театра, специально для радио «Орфей». Фото Татьяна Зубкова
Последние события
Московский Рождественский фестиваль духовной музыки
XV Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдёт в Доме музыки с 14 по 25 января.
Итоги конкурса Сергея Михалкова
Победителей IX Международного литературного конкурса имени Сергея Михалкова наградили в Москве. В состязании приняли участие более пятисот авторов из шестнадцати стран, включая Чили, Канаду и КНДР.
Закрытие III Петербургского музыкального фестиваля имени Горковенко
Закрытие III Петербургского музыкального фестиваля имени Горковенко пройдёт 22 декабря в 15:00 в Памятном зале Монумента героическим защитникам Ленинграда. Прямую трансляцию медиаплатформа «Орфей».