Искромётное открытие

Дата публикации: 19 февраля 2024

Основная программа XVII Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи под руководством Юрия Башмета открылась гала-концертом в Зимнем театре. Вечер собрал на сцене звезд мирового уровня и молодых музыкантов.
Праздничный тон задала виртуозная увертюра Россини к опере «Шелковая лестница» в исполнении камерного ансамбля «Солисты Москвы». За дирижерский пульт встал маэстро Башмет.
Искромётное открытие
Меломаны с нетерпением ждали немецкую оперную диву Симоны Кермес, которая неоднократно и с удовольствием выступала в России с разными дирижерами и программами, но в Сочи приехала впервые.
«Она говорит, в России очень живая доброжелательная публика. И она счастлива приехать на фестиваль, — рассказывает Юрий Башмет. — На репетиции она не то поет. Когда мы повторяем, она опять не то поет. Нет, не фальшивит, а бесконечно импровизирует. В этом ее суть, ее природа».
Остаться равнодушным к выступлению темпераментной Симоны невозможно. Она настолько живо и энергично исполняет барокко, местами пританцовывая, что ноги сами начинают отбивать ритм, а голова кивать на сильную долю. Поет «королева барокко» страстно, с любовью и свободой, спокойно выдерживает длинноты и виртуозно лавирует между регистрами. Жаль, после прозвучавших трех оперных арий Ациса, Арбаче и Альмирены не последовало биса.
Искромётное открытие
Мощным завершением первого отделения стал Фортепианный концерт Шнитке в исполнении Дениса Мацуева. Пианист еще раз убедительно показал, что ему подвластна любая фактура и динамика. Сильное громогласное forte и глубокое мягкое pianissimo в эмоционально непростом произведении, единство исполнение разнохарактерных частей — Мацуев может всё.
Не обошлось без колоритных сюрпризов. Мировая премьера Пьесы «Луна в зените» Валерия Воронова для китайского инструмента гучжэн и симфонического оркестра, с одной стороны, стала особняком в классической программе второго отделения с её Сен-Сансом, Паганини и Равелем, а с другой — добавила еще больше красок в феерическом гала. Солировала китаянка Ду Ксюянь. Еще один ее соотечественник, скрипач Ло Чаовэнь, сыграл вместе с ВЮСО «Кампанеллу» Листа.
Искромётное открытие
Юрий Башмет не боится экспериментировать, любит своих подопечных и дает им высказаться музыкально в одном вечере с именитыми мэтрами. В концерте-открытии приняли участие молодая альтистка Любовь Лазарева, в ноябре победившая в башметовском конкурсе Viola Masters, а также участницы Юношеского оркестра Юрия Абрамовича Анастасия Тимошенко и Валерия Абрамова, сыгравшие дуэтом «Наварру» Сарасате. Виолончелистка Мария Зайцева, получившая на последнем Конкурсе Чайковского вторую премию, знакома с Башметом давно. Когда-то ребенком она приехала в Сочи на мастер-класс и познакомилась с доброй половиной музыкантов ВЮСО, но ни разу не играла с этим коллективом.
«Я первый раз играю с Юношеским оркестром. Это потрясающее ощущение, когда ты знаешь практически всех, кто там находится. И все знают тебя», — рассказывает Мария, шикарно просолировавшая в переложении для виолончели Интродукции и рондо-каприччиозо Равеля.
Главный герой второго отделения — Всероссийский юношеский симфонический оркестр, за дирижерский пульт которого сперва встал молодой коллега Башмета, Алексей Рубин. Оркестр прозвучал сочно и по-молодежному смело. В финале вечера — на «Болеро» — к ВЮСО вернулся его любимый наставник, поставив в концерте убедительную музыкальную точку.
Наталия Сергеева
Фото — Алексей Молчановский

Последние события

Постановку о молодом Горьком покажут в Театре Вахтангова

Театр Вахтангова 28 и 29 апреля представит премьеру спектакля по произведениям Максима Горького. Работа Павла Пархоменко «По Руси» рассказывает о молодости писателя и его творческом становлении.

История старинной усадьбы

В усадьбе «Кусково» 1 мая отпразднуют 105-летие со дня открытия музея для посетителей. В честь события организуют выставку, лекции и кинопоказ.

Пасхальный фестиваль в Москве

Фестиваль «Пасхальный дар» расширяет географию. В этом году событие объединит 60 московских площадок. Об этом сообщил мэр столицы Сергей Собянин.