В «Новом Иерусалиме» открылась выставка Репина
Дата публикации: 29 февраля 2024
К 180-летию Ильи Репина в подмосковной Истре, в музее «Новый Иерусалим» 29 февраля открылась масштабная выставка. В экспозиции более сотни работ из 20 российских музеев. Идея выставки нетривиальна и логична, рассказывает куратор Ксения Новохатько:
«Мы находимся среди устаревших стереотипов, внедренных советским искусствознанием. В Москве уже прошли выставки, которые пытались показать Репина как глубокого философа, как многогранного художника. Собственно, наш проект продолжает этот путь и показывает амплуа Репина в качестве наставника».
Илья Репин воспитал выдающихся художников, без имен которых сложно представить мировое искусство. Валентин Серов, Борис Кустодиев, Филипп Малявин, Исаак Бродский, Константин Сомов, Зинаида Серебрякова, Игорь Грабарь, — список весомый. Каждое имя в нем заслуживает отдельной экспозиции (и не одной), выставка же, собравшая все имена на одной площадке, одновременно обречена на успех и сложна в подготовке.
Чтобы объединить столь стилистически разных художников в одном проекте, мало сделать десятки запросов в разные музеи, отобрать работы, привезти их и развесить на стенах. Нужна идея, которая возьмет зрителя за руку, проведет по по залам, откроет новое, заставит задуматься и оставит послевкусие.
— Мы читали воспоминания учеников и выписывали заветы мастера, которые и стали разделами выставки, — продолжает Ксения.
Сперва мы попадаем в класс совсем еще молодых художников, где они работают с натурой. Репин заставлял своих учеников писать фигуры людей с первых занятий, в то время как их коллеги по Академии художеств подступались к «обнажёнке» только на старших курсах. И это, как мы убедимся воочию, дало результаты.
Во втором зале «выходим» на пленэр. На огромной, высотой до потолка, фотографии Илья Ефимович увлеченно работает, сидя на берегу Финского залива. Шляпа, костюм, небольшая палитра и… босые ноги. Вряд ли вы представляли «гениального мастера» Репина таким.
В десятках этюдов его учеников еще пока не угадываются зрелые стили их авторов, но легко считывается еще один педагогический момент: «Учитесь у природы. Она — лучший наставник художника в постижении прекрасного».
Сопоставления постепенно усложняются. В третьем зале мы видим не только с ходу узнаваемых Серова и Малявина, но и отслеживаем взаимовлияние учителя и учеников. Репин всю жизнь игнорировал красный? Последняя его работа «Гопак» полна этого цвета. Впрочем, как и «Бабы» Малявина. Илье Ефимовичу чужд экспрессионизм? Так вот же его «Бельгийский король Альберт» с усиленной, многосложной эмоцией и громогласный эскиз «Разрыв снаряда». Да, не Верёвкина с Явленским, которые тоже у него учились, но на грани стиля.
Экспозиция добротно приправлена забавными историями из жизни. Мы узнаем, как Репин учил живописи дальтоника, как скрывался от учеников, желавших его поздравить с юбилеем, и почему белая лошадь на снегу становится желтой.
Гуляя по выставке, невольно соглашаешься с ее куратором.
— Илья Ефимович удивляет нас до сих пор. Когда начинаешь узнавать его глазами учеников, понимаешь, что испытываешь те же чувства, что испытывали они. Равнодушным невозможно остаться, — произносит Ксения Новохатько уже на ходу.
Выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» продлится до 28 июля.
Наталия Сергеева
Фото — Арман Тадевосян
Последние события
Московский Рождественский фестиваль духовной музыки
XV Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдёт в Доме музыки с 14 по 25 января.
Итоги конкурса Сергея Михалкова
Победителей IX Международного литературного конкурса имени Сергея Михалкова наградили в Москве. В состязании приняли участие более пятисот авторов из шестнадцати стран, включая Чили, Канаду и КНДР.
Закрытие III Петербургского музыкального фестиваля имени Горковенко
Закрытие III Петербургского музыкального фестиваля имени Горковенко пройдёт 22 декабря в 15:00 в Памятном зале Монумента героическим защитникам Ленинграда. Прямую трансляцию медиаплатформа «Орфей».