Монсеррат Кабалье: пречистая богиня

Дата публикации: 24 марта 2021

Величайшая испанская оперная певица XX века Монсеррат Кабалье смогла влюбить в себя весь мир. Обладательница неподражаемого лирического сопрано очень трепетно относилась к многочисленным поклонникам, приводя их в немой восторг безупречным бельканто в знаменитой арии Casta diva (в переводе с итальянского означает «Пречистая богиня»). Именно под таким названием вышла обширная биография певицы, ставшая бестселлером. В книге артистка подробно рассказала о себе: о рождении в бедной семье в 1933 году, о меценатах, отправивших её в барселонскую консерваторию «Лисео», о занятиях с педагогом по вокалу, венгеркой Эугенией Кеммени. Бывшая пловчиха разработала собственную систему постановки дыхания, основанную на укреплении мускулатуры торса и диафрагмы. В итоге Монсеррат овладела инструментом, который помог ей открыть все тайны вокала и спеть порядка сотни сопрановых партий классического репертуара.
Монсеррат Кабалье: пречистая богиня
Кабалье царила на сцене более полувека. Роль Нормы разделила творчество Монсеррат на два ярких, но абсолютно разных периода. В первом — Кабалье суперзвезда 60-70-х годов, она — молодая современница оперных легенд послевоенного времени: Тебальди, Нильссон, Хорн, наконец, Каллас, которая, по слухам, незадолго до смерти назвала испанку своей преемницей. Чёрно-белые плёнки сохранили гениальное прочтение Кабалье опер Беллини, Россини, Доницетти. Эти авторы предпочитали в партитурах умопомрачительные по техническим трудностям пассажи и в верхнем регистре придумывали «смертельный» трюк под названием messa di voce: звук от нежнейшего pianissimo постепенно вырастал до мощного fortissimo и затем возвращался в исходную точку. Подвижный голос Кабалье, пропевающей все фиоритуры на едином воздушном столбе, занимал всё внимание публики даже при отсутствии декораций и прочей сценической машинерии. Именно вокальными эскападами Монсеррат привела в восторг Карнеги-холл в 1965 году, заменив Мэрилин Хорн в концертном исполнении оперы Доницетти «Лукреция Борджиа».
Во второй половине карьеры Кабалье появилась в статусе примадонны, в роскошных одеждах, сшитых на заказ у известных кутюрье. Партнерами Монсеррат на сцене вместо Франко Корелли, Хосе Каррераса и Лучано Паваротти, начиная с 80-х годов, стали Фредди Меркури, Аль Бано и Николай Басков.
Монсеррат Кабалье: пречистая богиня
Став знаменитой и богатой, Кабалье с крестьянской непосредственностью одаривала своим божественным талантом огромную аудиторию, совсем далёкую от классики. Монсеррат — счастливая жена, мать, бабушка до последних дней боролась с болезнью и 6 июня 2018 года дала концерт в Кремле. В свои 85 лет легендарная уроженка Каталонии радовалась юбилею и пела как в последний раз… 6 октября того же года Кабалье скончалась в Барселоне.
Монсеррат Кабалье: пречистая богиня
Текст: Ирина Столярова

Последние события

Проект «Композиторские читки» ищет молодых авторов

Союз композиторов России объявляет приём заявок на проект «Композиторские читки. Хор». Прошедшие отбор молодые авторы напишут пьесы для ансамбля Intrada, а коллектив исполнит их в ДК Рассвет.

Открыт приём заявок на симфонический конкурс для композиторов

Международный симфонический конкурс молодых композиторов стран СНГ имени Огинского пройдёт с 10 по 20 июня в белорусском городе Молодечно.

Московская филармония завершает цикл, посвящённый творчеству Стравинского

Заключительный вечер цикла «Весь Стравинский» состоится в Московской филармонии 29 мая. Серия концертов знакомит слушателей со всеми сочинениями композитора в хронологическом порядке.