Еврейский авангард в Москве
Дата публикации: 6 марта 2024
Выставка «Еврейский авангард» открывается 6 марта в Москве, в Еврейском музее и центре толерантности. В экспозиции — работы Марка Шагала, Натана Альтмана, Давида Штеренберга и других художников, входивших в одно творческое объединение, рассказывает сокуратор Мария Гадас:
«Выставка задумывалась как выставка, посвященная объединению „Культур-лига“, но в процессе сборки обрела определенные начало и финал. Мы выбрали себе временную границу — тридцатый год. Именно к этому времени деятельность „Культур-лиги“ практически сошла на нет, и каждый её участник пошел своим творческим путём».
«Культур-лига» возникла в 1918 году и объединила еврейских художников, писателей, режиссеров и издателей, стремившихся развивать культуру на языке идиш. Сперва в Киеве, затем в других городах, включая Москву, Будапешт, Ригу, Минск и Варшаву. Но организация просуществовала недолго: уже в конце 1920-х годов её закрыла советская власть, и многие художники покинули СССР.
Выставка в Еврейском музее предлагает вспомнить и проследить, как формировался и менялся стиль главных звёзд «Культур-лиги»: Шагала, Альтмана и Штеренберга.
Первый зал погружает зрителя в мир традиционного еврейского искусства. Именно на нём росли герои выставки. Здесь можно увидеть артефакты, связанные с религией и обрядами. Например, йорцайт Годеля — религиозный «плакат» 1903 года, изготовленный к годовщине смерти сына Исаака Матасара и Фрумы Леи Матасар. На нем изображены животные, поминальные свечи, молитвы и цитаты из Библии на иврите. По мнению Марии Гадас, в таком объеме традиционное еврейское искусство в Москве еще не экспонировалось.
Второй зал, ограниченный фасадом и стенами, воспроизводит выставку «Культур-лиги» 1922 года, проходившую в Москве, в особняке в Большом Чернышевском переулке (ныне Вознесенский переулок). Тогда в столицу привезли работы трех художников: Альтмана, Шагала и Штеренберга. Каждому выделили отдельное помещение.
В третьем зале собраны произведения других еврейских авангардистов. Невозможно пройти мимо фактурного Портрета Сильвии Гринберг кисти Натана Альтмана, супрематических эскизов Эля Лисицкого к электромеханической опере «Победа над Солнцем» и не поразиться смелости молодого Александра Тышлера, создававшего с помощью цвета и форм динамическое напряжение. Это ещё совсем не тот Тышлер-театрал, Тышлер-романтик, любивший фантазийные женские образы.
Конечно, на изучение еврейского авангарда одной выставки не хватит. Но уже сейчас, сопоставив индивидуальные стили художников, можно проследить их замысловатый путь от традиционной стилистики до символики модернизма.
Выставка «Еврейский авангард: Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» продлится до 9 июня.
Наталия Сергеева
Последние события
Итоги конкурса Сергея Михалкова
Победителей IX Международного литературного конкурса имени Сергея Михалкова наградили в Москве. В состязании приняли участие более пятисот авторов из шестнадцати стран, включая Чили, Канаду и КНДР.
Закрытие III Петербургского музыкального фестиваля имени Горковенко
Закрытие III Петербургского музыкального фестиваля имени Горковенко пройдёт 22 декабря в 15:00 в Памятном зале Монумента героическим защитникам Ленинграда. Прямую трансляцию медиаплатформа «Орфей».
МХТ откажется от новогодних подарков
Московский Художественный театр имени Чехова направит деньги в пользу благотворительного фонда «Артист», помогающего ветеранам сцены, вместо новогодних подарков друзьям и партнёрам.