И жизнь, и сказка

Дата публикации: 22 марта 2024

XI Транссибирский Арт-фестиваль постепенно набирает ход. Позади несколько мастер-классов (их провели арт-директор фестиваля скрипач Вадим Репин, виолончелист Александр Князев, певец Ильдар Абдразаков, пианист Юрий Фаворин), открытие художественной выставки Марии Кононовой и два симфонических концерта с участием прославленных коллективов (Новосибирского академического симфонического оркестра и Большого симфонического оркестра имени Чайковского), за дирижёрским пультом которых оба раза стоял приглашённый маэстро Жюльен Салемкур. Для маэстро эти выступления стали своеобразным дебютом — на Транссибирском фестивале и в Новосибирске он впервые, а ещё — воплощением его давней мечты: перед концертом Жюльен Салемкур рассказал, что в детстве любил читать книги о приключениях героев в далёкой сибирской тайге. Путешествие в тайгу в этот раз, правда, пришлось отложить — слишком напряжённой оказалась фестивальная реальность. Так случилось, что Владимир Федосеев, которого с нетерпением ждали в Новосибирске, прилететь не смог (врачи запретили ему длительные перелеты), поэтому маэстро заменил Жюльен Салемкур. Напомним, что концерты посвящены уникальному юбилею — в этом году Большой Симфонический оркестр и великий маэстро Федосеев отмечают полвека совместной работы, впрочем, точнее было бы сказать, что эти 50 лет были не просто работой, скорее, это счастливое сотворчество.
Однако, все по порядку. Вернёмся к началу фестиваля, который стартовал не с торжественного вечернего концерта, а за несколько часов до него — с открытой репетиции. На сцене были артисты Новосибирского оркестра и маэстро Салемкур, в зале — школьники и студенты. По мнению Вадима Репина, такой формат очень полезен для молодой аудитории, он знает об этом из своего собственного опыта: «Я помню свою юность, когда в наш город приезжали известные гастролеры, нас пускали на репетиции, это было большое счастье. Я надеюсь, что эта идея в наши дни будет развиваться. На репетициях мы и шутим, и разговариваем, какие-то вещи поправляем. Для молодой публики это своеобразный мастер-класс, в котором участвуют и солисты, и дирижёр, и концертмейстер оркестра, и музыканты оркестра. Это очень интересно».
А вечером на открытии фестиваля был, конечно, аншлаг (впрочем, на Транссибирском фестивале иначе и не бывает). В программе — две великих партитуры ХIX века: Двойной концерт Брамса и Пятая симфония Чайковского. В таком «соседстве» есть некоторая интрига: известно, насколько непросто эти композиторы относились к творчеству друг друга. Маэстро Салемкура это обстоятельство, однако, ничуть не смущает. На пресс-конференции перед концертом он заметил, что подобная критика скорее позитивна — она не тормозит, а помогает творческому развитию. Что же касается выбора Двойного концерта Брамса для открытия фестиваля, то, по его мнению, это оказалось очень правильным решением — взаимодействие выдающихся солистов и превосходного оркестра в этой великой музыке стало глубоким и счастливым эмоциональным опытом.
И жизнь, и сказка
Не менее глубоким переживанием стало и исполнение Пятой симфонии Чайковского. Интерпретация этой партитуры неизбежно ставит перед дирижером серьезные вопросы, которые каждый раз решаются по-разному. В нынешнем исполнении силы фатума не смогли сломить героя, они отступили. Но лишь на время.
И жизнь, и сказка
Второй концерт фестиваля был целиком посвящён русской музыке. В первом отделении Большой Симфонический оркестр, маэстро Жюльен Салемкур и пианист Юрий Фаворин исполнили Третий концерт Рахманинова, который нередко и совершенно справедливо называют «пианистическим Эверестом». Впрочем, говорить о технических сложностях у мастеров такого уровня не приходится, да и не за виртуозность мы любим этот концерт. За что же? За предельную искренность? За невероятную эмоциональную открытость, за концентрацию мысли, за красоту, мгновенно попадающую прямо в сердце? Все это было в тот вечер, были и те редкие «моменты истины», когда зал замирал в тишайших моментах, боясь вздохнуть… На бис Юрий Фаворин исполнил мятежно-драматический Этюд-картину фа-диез минор (ор 39). Реальная жизнь — та, рахманиновская, да и наша сегодняшняя, с ее грозовыми предчувствиями; лишенная каких-либо иллюзий, обрела неумолимо-четкие очертания.
И жизнь, и сказка
И каким же удивительным контрастом стало второе отделение! Волшебный мир, сотканный из невидимых музыкальных нитей — с плавностью и пластикой мелодических линий, их совершенством и безукоризненной красотой, с многочисленными безупречно исполненными оркестровыми соло, чистыми оркестровыми красками, свободным «дыханием» музыки — все это было в оркестровой сюите из последнего гениального балета Чайковского «Спящая красавица», составленной маэстро Федосеевым и блистательно исполненной Большим симфоническим оркестром.
И жизнь, и сказка
Для публики этот концерт оказался ещё одним подтверждением старой истины: музыка не знает границ — ни географических, ни временных. Маэстро Салемкур и Большой симфонический оркестр продолжают путешествие вглубь Сибири — 22 марта в Красноярске они играют Рахманинова, Чайковского и Свиридова. А в Новосибирске — новый музыкальный десант. 22 марта в ГКЗ имени Каца выступают «Солисты Москвы», Юрий Башмет и Константин Хабенский.
текст — Ольга Кордюкова

Последние события

В Саграда Фамилия проходят рождественские концерты

В храме Святого Семейства в Барселоне проходит традиционная серия рождественских концертов. В эти дни там звучит музыка Чайковского, Генделя, вальсы Иоганна Штрауса-младшего.

Шедевры Кандинского, Малевича и Петрова-Водкина в Самаре

В Самарском филиале Третьяковской галереи проходит выставка «В круге цвета. Красный». Экспозиция раскрывает связь творчества русских авангардистов XX века с древнерусским искусством.

Премьеру спектакля «Калина красная» по Шукшину покажут в Петербурге

Театр-фестиваль «Балтийский дом» 21 декабря представит премьеру спектакля «Калина красная» по повести Василия Шукшина. Показ приурочен к 50-летию выхода на экраны одноимённого фильма Шукшина.