Испанские страсти и Горький
Дата публикации: 3 апреля 2024
Спектакль Аллы Сигаловой «Нунча» по новелле Максима Горького показали на Транссибирском Арт-фестивале. Вечер прошел в Новосибирской филармонии, на сцене концертного зала имени Арнольда Каца.
Режиссер пошла апробированным и ставшим в последние годы весьма популярным путем, соединив на сцене разные виды искусств: прозу, поэзию, танец и музыку. Помимо Сигаловой, главные роли исполнили ведущая актриса столичного Театра имени Пушкина Александра Урсуляк и премьер балета Большого театра Игорь Цвирко.
Московским государственным симфоническим оркестром дирижировал бессменный худрук коллектива Иван Рудин. Солировали скрипач Иван Наборщиков, гитарист Дмитрий Бородаев и пианистка Татьяна Сухарева.
Разместить на филармонической сцене всех участников — задача не из простых: три четверти пространства занимает оркестр; по бокам — два пульта для чтецов, в центре — подиум, на котором танцуют артисты.
Дирижер стоит спиной к солистам, но умудряется сохранить с ними контакт. Это достигалось долгими репетициями, делится секретом Иван Рудин:
«Все движения связаны с акцентами, которые расставлены в музыке, а еще я наблюдаю за тенями солистов».
Локомотивом сюжетной линии становится Александра Урсуляк, профессиональная читка которой увлекает и завораживает. Решение отдать актрисе большую часть текстов — абсолютно правильное.
Необычайно хорош в своей пластике Игорь Цвирко. Его темпераментного появление в роли страстно влюбленного Энрико заставляет замирать сердца зрительниц. Менее убедительным премьер Большого оказывается в читке, впрочем, как и остальные солисты в «неродных» для себя жанрах. Это и понятно: стать профессионалом за несколько месяцев невозможно.
Сигалова не ограничивается текстом Горького, добавляя к нему стихи. Здесь и «Испанская танцовщица» Бродского, и «Если б мог по луне гадать я» Лорки, и его же Memento.
Испанский колорит пронизывает весь спектакль. Главные герои танцуют тарантеллу, страсти кипят, звучит музыка Альбениса, де Фальи, Сарасате, а в финале и вовсе Адажио из знаменитого Аранхуэсского концерта Хоакина Родриго. О том, что у Горького действо происходит в Италии, будто забывают, но это не портит общего впечатления.
За музыкальную часть спектакля отвечал Иван Рудин. При выборе произведений у дирижера, как он сам признается, была творческая свобода, и он соединил хиты с менее исполняемыми произведениями:
«Мы решили пойти более сложным путем, избежав совсем узнаваемых вещей, например, танго Астора Пьяццоллы, хотя знакомые произведения в спектакле звучат. В целом, много прекрасной музыки, необычно собранной, которую в симфоническом концерте рядом не поставишь».
Чтобы отобразить колорит солнечного Средиземноморья, Иван Рудин выбрал в основном произведения испанцев и французов. С первых нот узнается Павана Форе, «Пляска смерти» Сен-Санса и «Астурия» Альбениса. Среди менее популярных произведений — «Танго Альбениса» Щедрина и «Воспоминания об Альгамбре» Тарреги.
При своей мультижанровости спектакль складывается цельно. Разве что видеоряд с бесконечными цветами вызывает вопросы: он не добавляет действу новых деталей и не подсвечивает скрытые смыслы, а существует будто сам по себе. Но впечатления не портит — на сцене есть, за кем наблюдать, и что слушать.
На Транссибирском Арт-фестивале спектакль «Нунча» покажут 4 апреля в Большом зале Красноярской краевой филармонии.
Наталия Сергеева
Фото — Александр Иванов
Последние события
В Саграда Фамилия проходят рождественские концерты
В храме Святого Семейства в Барселоне проходит традиционная серия рождественских концертов. В эти дни там звучит музыка Чайковского, Генделя, вальсы Иоганна Штрауса-младшего.
Шедевры Кандинского, Малевича и Петрова-Водкина в Самаре
В Самарском филиале Третьяковской галереи проходит выставка «В круге цвета. Красный». Экспозиция раскрывает связь творчества русских авангардистов XX века с древнерусским искусством.
Премьеру спектакля «Калина красная» по Шукшину покажут в Петербурге
Театр-фестиваль «Балтийский дом» 21 декабря представит премьеру спектакля «Калина красная» по повести Василия Шукшина. Показ приурочен к 50-летию выхода на экраны одноимённого фильма Шукшина.