Изысканно и со вкусом
Дата публикации: 24 апреля 2024
Российский национальный оркестр представил 23 апреля в Зале имени Чайковского заключительный концерт своего абонемента в Московской филармонии.
Программу выбрали изысканную, что называется для ценителей, почти не игравшуюся коллективом, но успешно опробованную на недавних гастролях в Петербурге. Связана она с именами двух современников: Сергея Рахманинова и Отторино Респиги.
Начали с хитовых Пяти этюдов-картин, оркестровку к которым на закате жизни написал Респиги по заказу Сергея Кусевицкого для Бостонского симфонического оркестра. Рахманинову оркестровка пришлась по душе, так что композитор даже не стал возражать против изменения Респиги изначальной последовательности пьес.
Тему Рахманинова продолжил Первый концерт для фортепиано с оркестром, который Сергей Васильевич сочинил еще в студенчестве, но вернулся к нему в зрелом возрасте, создав в 1917 году вторую редакцию. Её и представили в КЗЧ, несмотря на устоявшийся в последние годы тренд играть первоначальный вариант. Солировать позвали обожаемого публикой Николая Луганского, который если и не переиграл всего Рахманинова (что маловероятно), то уж точно исполнил большую часть его музыки и по праву считается выдающимся её интерпретатором.
В Первом концерте, который в репертуаре Луганского далеко не первый год, пианист выбрал очень личную, утонченную и проникновенную интонацию. Никакого внешнего блеска и бравады. Оркестр в этом плане шел за пианистом, но в то же время будто сдерживал свой темперамент, готовясь представить его по полной программе во втором отделении. И пусть ансамблевое сочетание Луганского и РНО из-за разницы характеров в этот вечер не было идеальным, но уж точно оказалось привлекательным для публики: билеты полностью раскупили, а перед концертом образовывались очереди на вход.
Безусловно, оно того стоило. Ценители Рахманинова и Луганского порадовались первому отделению (и что уж греха таить, некоторые ушли в перерыве), а искушенные меломаны услышали не часто звучащего Респиги.
«Витражи собора» — вещь потрясающая в плане оркестровки. Здесь есть, где развернуться всем группам инструментов, включая медь и ударные, а органное соло в финале и цитирование григорианского хорала в каждой из частей делает опус поистине аристократичным. РНО под управлением худрука Александра Рудина предстал во всей красе и мощи своего характера, одновременно сохранив интеллигентность звучания и его глубину. Цикл прозвучал на crescendo, разразившись в финале грандиозным fff вагнеровского масштаба.
В новом сезоне Российский национальный оркестр продолжит абонемент в Московской филармонии. Первый концерт состоится 3 декабря, в программе музыка Чайковского и Плетнёва. В этом сезоне коллектив можно будет услышать в «Зарядье» — 28 апреля оркестр отметит юбилей Модеста Мусоргского.
Наталия Сергеева
Фото — Ирина Шымчак
Последние события
В Саграда Фамилия проходят рождественские концерты
В храме Святого Семейства в Барселоне проходит традиционная серия рождественских концертов. В эти дни там звучит музыка Чайковского, Генделя, вальсы Иоганна Штрауса-младшего.
Шедевры Кандинского, Малевича и Петрова-Водкина в Самаре
В Самарском филиале Третьяковской галереи проходит выставка «В круге цвета. Красный». Экспозиция раскрывает связь творчества русских авангардистов XX века с древнерусским искусством.
Премьеру спектакля «Калина красная» по Шукшину покажут в Петербурге
Театр-фестиваль «Балтийский дом» 21 декабря представит премьеру спектакля «Калина красная» по повести Василия Шукшина. Показ приурочен к 50-летию выхода на экраны одноимённого фильма Шукшина.