Чечилия Бартоли. Железная примадонна современной оперы
Дата публикации: 4 июня 2021
Вокальное искусство Чечилии Бартоли называют несравненным. Расхожее выражение предельно точно отражает певческую философию артистки: в репертуаре итальянки сочинения, которые кроме неё сейчас никто не исполняет. К 55 годам уроженка Рима покорила весь мир: публика готова отдавать любые деньги за её концерты, а коллеги-музыканты мечтают о совместных выступлениях с Бартоли. 4 июня звезда отмечает юбилей.
Чечилия Бартоли воцарилась на оперной сцене с конца 80-х годов. С тех пор «проницательные» меломаны спорят о том, в чём секрет ошеломляюще успешной карьеры певицы: в её ослепительно матовом голосе, выбивающемся из привычной тембральной линейки, или же таланте продюсера, умеющего продавать программы со своим участием. Как ни странно, обе стороны по-своему правы.
Бартоли причисляет себя к колоратурным меццо-сопрано. В мудрёном названии зашифрована информация о том, что у обладательницы этого голоса «обычное» меццо, но не очень мощное, зато феноменально подвижное. Бартоли не поёт «стенобитным» звуком, но на её концерты даже на последние ряды можно попасть с трудом. Звезда одаривает публику вокальными руладами в диапазоне трёх октав. Мастерство Бартоли сродни сёрфингистам: она поражает идеальной ровностью перехода из нижнего регистра в верхний и, оказавшись на гребне фразы, плавно скользит, а потом на одном долгом дыхании скатывается вниз хроматическими пассажами.
Говорят, такие приёмы выдавали выдающиеся кастраты 17-18 веков. Их уникальное искусство похоронили на несколько столетий, но Бартоли одним проектом исправила фатальную ошибку, записав сольный альбом Sacrificium. В него вошли арии Альбинони, Вивальди, Корелли, Скарлатти и других их современников. Раритетные партитуры певица обнаружила в архивах и решила перехитрить природу, исполнив женским голосом мужские партии. Весной 2012 года Бартоли продемонстрировала историческое во всех отношениях пение в Большом зале Московской консерватории. В столицу артистка прилетела из Санкт-Петербурга, где оказалась по приглашению Валерия Гергиева, чтобы исполнить сочинения Россини и Моцарта. Творческий союз Чечилии и Валерия Абисаловича был неожиданным во всех отношениях: Бартоли до этого привычнее было видеть с такими мастерами как Уильям Кристи, Джованни Антонини, Марк Минковски, работающими в аутентичной манере, но никак не с самым популярным на Западе российским дирижёром и его большим симфоническим оркестром.
Итальянка покидала Северную столицу с непустыми руками: в архивах Мариинки она обнаружила забытые партитуры композиторов 18 века, служивших при дворе российских императриц — Траэтты, Чимарозы, Арайи, Сарти, а также Галуппи и Перголези. Их сочинения вошли в альбом c притягательным для российского уха названием «St Petersburg». В 2016 году Бартоли вернула городу его музыкальные сокровища, спев на фестивале «Звёзды белых ночей» барочные вещицы русских итальянцев. Выступление дополнили арии из опер Вивальди, которые Бартоли ранее обнаружила в библиотеках Турина. «Клад» итальянки насчитывал более сотни вокальных произведений автора знаменитого инструментального цикла «Времена года».
Нестандартный подход к выбору репертуара, умение заманивать публику на концерты креативными программами подметил бывший интендант Зальцбургского фестиваля Александр Перейра. Он в 2012 году назначил Бартоли худруком Троицына фестиваля. Под раскрученное имя итальянки для проекта, который до этого даже собирались закрыть из-за отсутствия денег, сразу же нашелся спонсор. Певица не обманула ожиданий ни публики, ни финансовых воротил. Первым спектаклем смотра для артистки стала роль в опере «Юлий Цезарь в Египте» Генделя. С тех пор Бартоли каждый год выбирает одну оперу и строит фестиваль вокруг неё. В каждой из постановок примадонна исполняет заглавную роль, демонстрируя не только вокальный, но и драматический талант. Весной 2018 года в россиниевской «Итальянке в Алжире» Бартоли всех рассмешила, показав Ильдара Абдразакова в семейных трусах.
Летом 2019 года стало известно, что контракт Бартоли с Троицыным фестивалем продлевают: она будет осуществлять художественное руководство и определять программу смотра до 2026 года. Так в общей дирекции Зальцбургских музыкальных форумов оценили менеджерские способности примадонны, её железную хватку, склонность к программированию и умение объединять музыкантов. Впрочем, нельзя исключать, что Бартоли не доработает до конца оговоренного срока в том случае, если её перебросят, например, спасать прокисающий от чванливости и пафоса Летний Зальцбургский фестиваль.
Текст: Ирина Столярова
Последние события
Конкурс Рахманинова начал приём заявок
Начался приём заявок на II Международный конкурс пианистов, композиторов и дирижёров имени Рахманинова, который пройдёт в Москве с 14 по 26 июня.
Здание Дагестанской филармонии отремонтируют
Власти Дагестана в будущем году приступят к восстановлению Дагестанской филармонии имени Мурадова. На ремонт, который продлится три года, потратят примерно полмиллиарда рублей.
Новый год с МГАСО
МГАСО в преддверии Нового года проведёт традиционный праздничный концерт. Коллектив под управлением Фабио Мастранджело выступит в Московской консерватории 30 декабря.