Кубинский джаз над Волгой
Дата публикации: 13 мая 2024
Кубинский квинтет саксофонов Cuban Sax Quintet выступил на XVI Международном музыкальном фестивале Юрия Башмета в Ярославле, согрев холодные майские дни ритмами солнечного джаза.
В составе квинтета — пять кубинских мастеров игры на саксофоне, каждый из которых — отменный виртуоз. Трое из музыкантов (Херман Веласко, Сесар Лопес, Альфред Томпсон) в разное время играли с Чучо Вальдесом и его группой Irakere, в копилке которой семь наград «Грэмми». Это уже не первый приезд саксофонистов в Россию, зимой они выступали на фестивале Юрия Башмета в Москве.
В программе — оригинальные композиции, все — собственного сочинения. Как когда-то Пяццолла вывел танго на филармоническую сцену, так и Cuban Sax Quintet, сохраняя традиции кубинских ритмов и джаза, оформляют мелодии в академической манере, не теряя при этом ни энергии, ни драйва.
Сесар Лопес помимо игры на сопрано- и альт-саксофоне был ведущим концерта. Для ярославской публики выбрали композиции с двух дисков квинтета, первый из которых в 2019 завоевал престижную для региона награду CubaDicsco в номинации «Лучший инструментальный альбом». Бодрое «Аллегро в ре минор», «Bach Time» (музыкальное приношение Баху), «Баритон Блюз», танго «Тако-фон», роскошное мамбо «Мамбанду», «Цыганка-тропиканка» в испанском духе, джазовый стандарт «Cherokee» в обработке Сесара Лопеса. Представляя ча-ча-ча «Чату савес», Лопес на радость публике даже дал небольшой мастер-класс по танцу.
Свой стиль сами музыканты определяют как фьюжн, потому что сочетают в репертуаре традиции кубинской и латиноамериканской музыки, современного джаза и классики. Главный приоритет — звучание саксофонов: «Саксофоны для нас — это не инструменты, это форма музыки, — рассказал Альфред Томпсон. — Они позволяют нам передавать всю суть музыки, ритмичность афро-кубанской перкуссии, влияние испанского и карибского ритма. И эта ритмичность слышна, несмотря на то, что в коллективе нет инструментов перкуссии. Чтобы создавать свою музыку, нам не нужно прибегать к помощи сторонних авторов, потому что трое из пяти участников квинтета — композиторы. Мы точно знаем, в какую сторону нам надо двигаться и чего мы хотим от музыки».
Каждый из участников Cuban Sax Quintet имеет высшее музыкальное образование. «Конечно же, все мы изучали наследие великих русских композиторов, таких как Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Глазунов, Стравинский. Всё это мы прекрасно знаем, и безусловно, мы этим вдохновлялись и на этом тоже учились», — рассказали артисты. Сезар Лопес добавил: «Русская школа оказала большое влияние на Кубинскую академию музыку. В 60-х и 70-х, когда мы учились, у нас было много русских преподавателей, например, мои учителя по фортепиано и сольфеджио были русскими. У преподавательницы по сольфеджио был очень суровый характер!»
Напоследок Лопес показывает поношенные наручные часы. «Видите, это „Полёт“! Моя мама подарила мне, когда мне было 10 лет. Я всю жизнь ношу их», — с гордостью говорит музыкант. «Я всегда говорю и верю в то, что без России, без вклада России, мировая культура бы просто не существовала».
На бис музыканты исполнили «Мэлау» («Сок сахарного тростника») — композицию, наполненную импровизациями тенор-саксофонов. Доказав, что кубинский джаз, с его грувом и энергией, вполне уместен в стенах филармонии и уж точно — интересен публике.
Дженнет Арльт
Фото — Наталья Бородина
Последние события
В Саграда Фамилия проходят рождественские концерты
В храме Святого Семейства в Барселоне проходит традиционная серия рождественских концертов. В эти дни там звучит музыка Чайковского, Генделя, вальсы Иоганна Штрауса-младшего.
Шедевры Кандинского, Малевича и Петрова-Водкина в Самаре
В Самарском филиале Третьяковской галереи проходит выставка «В круге цвета. Красный». Экспозиция раскрывает связь творчества русских авангардистов XX века с древнерусским искусством.
Премьеру спектакля «Калина красная» по Шукшину покажут в Петербурге
Театр-фестиваль «Балтийский дом» 21 декабря представит премьеру спектакля «Калина красная» по повести Василия Шукшина. Показ приурочен к 50-летию выхода на экраны одноимённого фильма Шукшина.