«Буря» в Большом
Дата публикации: 6 июля 2024
Премьерные показы балета Юрия Красавина «Буря» проходят на Новой сцене Государственного академического Большого театра. Осуществил постановку по одноимённой пьесе Уильяма Шекспира хореограф, заслуженный деятель искусств России Вячеслав Самодуров.
«Буря» — третья постановка Самодурова в театре. В 2016 году состоялась премьера балета «Ундина» Ханса Вернера Хенце, а в 2022 году одноактного балета «Танцемания» на музыку Юрия Красавина. Либретто к «Буре» постановщик писал сам. «„Буря“ — сложная пьеса. Она балансирует на грани комедии и трагедии. Её можно интерпретировать в любом направлении, по любой розе ветров. Но именно эта неопределённость мне очень нравится. Мне нравятся спектакли в театре „Глобус“. Они, может быть, не велики по режиссуре, но ты понимаешь, что это действительно народный театр и искусство для широких масс. Оно интересное, оно грубое, оно смешное», — рассказал Вячеслав Самодуров.
Юрий Красавин писал музыку для балета специально по заказу Большого театра. Его сотрудничество с коллективом театра началось ещё в 2004 году премьерой балета «Магриттомания» в хореографии Юрия Посохова. «В трактовке пьесы „Буря“ мы с Вячеславом изрядно расходились, я решил действовать, как в кино, просто старался аккомпанировать его пониманию», — признался композитор.
Балет и в самом деле получился кинематографичным. Хореография понятна и легко читается, постановщик нередко обращается к методу слоу-мо, когда артисты танцуют словно в замедленной съёмке. Просперо (на первом премьерном показе его партию исполнял Денис Савин) использует практически марвелловскую магию, посылая размашистые и чёткие сигналы руками, а сам его образ в роскошном, расшитым золотом плаще, особенно напоминает Доктора Стрэнджа.
Декорации, символизирующие одновременно рисунок волн, рыбью чешую и человеческий глаз, дополняют пространство волшебства, с одной стороны, природного, а с другой — своей симметричностью и светом — современного и фантастического. При этом постановщик «зашил» в спектакль и отсылки к классике — в некоторых сценах легко узнавались и фрагменты «Спартака», «Лебединого озера» и даже «Кармен».
«Мне хотелось максимально отойти от сентиментальности, — комментирует Вячеслав Самодуров. — Мне кажется, когда в музыке, на сцене, в спектакле ты слышишь сентиментальность — это очень просто. Да, это цепляет зрителя, но я не очень понимаю, что тогда мне здесь делать. Я чувствую, что в таком случае нет места для меня как для хореографа. А мне хочется вместе с композитором и с артистами все-таки более сложным путём привести зрителя к эмоциям».
«У Вячеслава Самодурова свой яркий хореографический танцевальный язык, которого он придерживается и здесь, — рассказала Анастасия Сташкеви (на первом премьерном показе она исполняла партию Миранды). — Мы привыкли добиваться лёгкости танца, чтобы не было видно на наших усилий, и мы именно над этим работаем. А Вячеслав, наоборот, он все время требует мяса. Он говорит: „Настя тяжелее, я хочу почувствовать твой вес“. И это для меня очень непривычно, необычно, но в то же время это очень интересно. Он хочет, чтобы зритель почувствовал, как мы пропускаем танец через своё тело, что каждая жилка и мышца в работе, в движении. Я думаю, это придаёт глубину нашему танцу».
Музыка Юрий Красавина — красива и в то же время понятна, хотя сам композитор отметил, что в этот раз его сочинение получилось гораздо тяжелее по звуку и ритмичнее его предыдущих. Помимо традиционных инструментов задействованы саксофон и аккордеон, а прощальный монолог Просперо превратился в хор моряков. Композитор стилизовал мелодии под старинные европейские, а также использовал музыку из 17-й сонаты Бетховена. Но предложил слушателю не прямые цитаты, а затейливый кроссворд, разгадывать который знатокам будет интересно. «Эта соната во всем мире известна как соната „Буря“ (The Tempest). У нас почему-то это название не прижилось. „Лунная соната“ используется часто, а соната „Буря“ не появляется в ффишах с таким заголовком. И когда мне пришло предложение написать музыку к балету, первой мыслью было обратиться к этой музыке Бетховена», — подчеркнул композитор. Кстати, пусть название «Буря» у нас не прижилось, подзаголовок «Шекспировская» к 17-ю сонате встречается нередко.
Над сценическими костюмами работал российский дизайнер Игорь Чапурин. «В „Буре“: моей задачей было, бережно сохранив брутальную эстетику оригинала, создать современный визуальный продукт, который бы придал классике остроактуальный тон. Поэтому в костюмах я постарался сочетать исторические аллюзии и дизайн в моём понимании этого слова. Асимметрия, игра фактур, внимание к „говорящим“ деталям, — все это, надеюсь, поможет цельности произведения и даст зрителям некие стилистические ориентиры», — сказал художник по костюмам.
Для сценографа вдохновением служили картина Ивана Айвазовского «Среди волн». «По сути, это совершенно абстрактная работа с нависающей над тобой живой и одновременно неподвижной соленой водой. Много позже что-то подобное я чувствовал перед огромными картинами американского абстрактного экспрессиониста Джексона Поллока. Они удивительно похожи по своей живописной мысли. Я последовал за этими художниками пытаясь нарисовать свою электрическую бурю, неподвижную, но одновременно постоянно меняющуюся и неожиданную», — отметил Алексей Кондратьев.
Для премьерных показов в Большом задействованы несколько составов. Партию Миранды готовили Ксения Жиганшина, Ульяна Мокшева, Маргарита Шрайнер, Анастасия Сташкевич, роль Фердинанда — Владислав Лантратов, Даниил Потапцев, Алексей Путинцев, Дмитрий Смилевски. Образ Просперо воплощают Александр Водопетов, Михаил Лобухин, Денис Савин, Семен Чудин, а Ариэля — Ратмир Джумалиев, Данила Клименко, Вячеслав Лопатин, Павел Смирнов, Марк Чино.
Дженнет Арльт
Фото — Елена Фетисова (ГАБТ)
Последние события
В Саграда Фамилия проходят рождественские концерты
В храме Святого Семейства в Барселоне проходит традиционная серия рождественских концертов. В эти дни там звучит музыка Чайковского, Генделя, вальсы Иоганна Штрауса-младшего.
Шедевры Кандинского, Малевича и Петрова-Водкина в Самаре
В Самарском филиале Третьяковской галереи проходит выставка «В круге цвета. Красный». Экспозиция раскрывает связь творчества русских авангардистов XX века с древнерусским искусством.
Премьеру спектакля «Калина красная» по Шукшину покажут в Петербурге
Театр-фестиваль «Балтийский дом» 21 декабря представит премьеру спектакля «Калина красная» по повести Василия Шукшина. Показ приурочен к 50-летию выхода на экраны одноимённого фильма Шукшина.