Симфония на берегу озера
Дата публикации: 6 августа 2024
В городе Няндома Архангельской области завершился мультижанровый фестиваль «Десятый меридиан».
Одним из ключевых событий смотра стала мировая премьера пространственной симфонии «Ау, это север» экспериментатора Олега Гудачёва. Произведение композитор написал по заказу организаторов специально для исполнения на берегу озера Боровое, что в десяти минутах езды от центра города.
На премьере атмосфера почти сакральная и в то же время расслабленная, летняя. На сцене на воде — две солистки вокального ансамбля N’Caged и пианистка. От них полукругом расходятся музыканты Московского ансамбля современной музыки. Всех участников процесса слушатель, находящийся в центре действа и уютно сидящий на траве, может увидеть, едва повернув голову. А чтобы создать мощный пространственный эффект, композитор замыкает музыкальный круг колонками, оставляя слушателей внутри него. Конечно, симфонию можно слушать и за пределами круга, но часть впечатления однозначно потеряется.
Несмотря на то, что при написании симфонии Олег Гудачёв из-за плотного графика так и не смог приехать на берег озера Боровое, он понял и прочувствовал истинный дух места на расстоянии. В этом заслуга подготовительной работы. Композитор глубоко погрузился в мир северного фольклора, изучил его и даже включил в свой опус цитату — скоморошину «Не печка топится». Не обошлось и без звукописи. Внимательный слушатель с легкостью обнаружит в звучании симфонии и «завывание ветра», и любимую многими русскими композиторами колокольность. Возникли они отнюдь не из пространных размышлений автора. В апреле Олег Гудачёв выступил как ментор в лаборатории городской среды «Выход в город», которая проходила в Архангельске, так что смог окунуться в атмосферу региона с головой.
«Я провёл здесь десять дней. Была обширная, очень углубленная экскурсионная программа об освоении севера и о многом другом. Я и ледоход застал, и северные холода, — рассказывает Гудачёв. — Здесь же, в Архангельске, я написал первую симфоническую часть „Ау, это север“».
Впрочем, жанрово это не совсем симфония.
«Я бы назвал её сюитой, потому что в ней девять частей, которые идут без перерыва, плавно втекая друг в друга. Здесь присутствует родственный сюите принцип чередования быстрых и медленных частей», — продолжает композитор.
Из интересных авторских находок стоит отметить нетривиальное сочетание музыкального минимализма и фольклора, местами переходящее в симфоническое и даже рок-звучание. Объёмного пространственного звука Олег Гудачёв добивается за счет многоканальности электронной партитуры, которую транслируют расставленные по кругу двенадцать колонок, и потрясающей работы звукорежиссера Сергея Кочеткова, заслугу которого в реализации этого проекта переоценить невозможно. Кочетков, подобно дирижеру, прямо во время исполнения корректирует звук и создает «в прямом эфире» пространственную инструментовку. Где-то, по замыслу автора, звучание более статичное, «инсталлятивное», где-то наоборот, более текучее, подвижное.
Из интересных авторских находок стоит отметить нетривиальное сочетание музыкального минимализма и фольклора, местами переходящее в симфоническое и даже рок-звучание. Объёмного пространственного звука Олег Гудачёв добивается за счет многоканальности электронной партитуры, которую транслируют расставленные по кругу двенадцать колонок, и потрясающей работы звукорежиссера Сергея Кочеткова, заслугу которого в реализации этого проекта переоценить невозможно. Кочетков, подобно дирижеру, прямо во время исполнения корректирует звук и создает «в прямом эфире» пространственную инструментовку. Где-то, по замыслу автора, звучание более статичное, «инсталлятивное», где-то наоборот, более текучее, подвижное.
Музыканты-инструменталисты — оркестр в миниатюре. Струнная группа представлена скрипкой и виолончелью, деревянные духовые — кларнетом, медь — тромбоном. За ударные отвечает барабанщик, а еще здесь есть электрогитара, которая в тембровом плане объединяет звучание акустических инструментов и электроники, и две вокалистки — тонкий намёк на хор.
По словам Олега Гудачёва, симфонию «Ау, это север» можно сыграть и в другом месте. Но произведет ли она столь мощный эффект, как в живописной декорации озера Боровое с его особенными акустикой и атмосферой, пока не известно. Как бы то ни было, няндомская премьера удалась и удалась на десять из десяти. В группе фестиваля можно прочитать восторженные отзывы слушателей: «Это было невероятно», «Нам очень понравилось», «В самое сердце».
Наталия Сергеева
Фото — пресс-служба фестиваля «Десятый меридиан»
Последние события
В Саграда Фамилия проходят рождественские концерты
В храме Святого Семейства в Барселоне проходит традиционная серия рождественских концертов. В эти дни там звучит музыка Чайковского, Генделя, вальсы Иоганна Штрауса-младшего.
Шедевры Кандинского, Малевича и Петрова-Водкина в Самаре
В Самарском филиале Третьяковской галереи проходит выставка «В круге цвета. Красный». Экспозиция раскрывает связь творчества русских авангардистов XX века с древнерусским искусством.
Премьеру спектакля «Калина красная» по Шукшину покажут в Петербурге
Театр-фестиваль «Балтийский дом» 21 декабря представит премьеру спектакля «Калина красная» по повести Василия Шукшина. Показ приурочен к 50-летию выхода на экраны одноимённого фильма Шукшина.