«Глинка-Гала» в Туле
Дата публикации: 28 августа 2024
25 августа на Соборной площади Тульского кремля состоялось завершение проекта «Глинка-Гала», которое стало центральным событием тульского музыкального лета-2024.
«Все звёзды в гости к нам», — так можно назвать финал этого музыкального марафона. В нём участвовали ведущие солисты русской оперной сцены: лауреат международных конкурсов, солистка Большого театра Альбина Латипова (сопрано), лауреат международных конкурсов, стажёр Мариинского театра Анастасия Лиманова (меццо-сопрано), заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, солист Московского театра «Новая опера», приглашённый солист Большого театра Алексей Татаринцев (тенор), народный артист России, лауреат Государственной премии России, солист Мариинского театра Владимир Ванеев (бас).
Вместе с ними знаменитые фрагменты опер Глинки, Даргомыжского, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского исполняли Тульский филармонический симфонический оркестр (главный дирижёр — Владислав Белоусов), Донецкий академический симфонический оркестр имени Прокофьева (дирижёр — Павел Солдатиков), Тульский государственный хор (художественный руководитель — заслуженный артист Республики Абхазия, профессор Александр Соловьев, главный дирижёр — Алексей Зайцев).
Министр культуры Тульской области Татьяна Рыбкина от имени врио губернатора Тульской области Дмитрия Миляева приветствовала гостей фестиваля: «Кремль — душа Тульского края. Сегодня здесь проходит гала-концерт с участием артистов Тулы, Москвы, Петербурга и наших друзей из Донецка. „Оркестр непокоренных“ — так называет себя коллектив Донецкой филармонии, носящей имя русского композитора Сергея Прокофьева. Оркестр принимал участие во всероссийских проектах этого года, посвящённых 220-летию Глинки и 225-летию Пушкина. Это приобщение к русской культуре, которое очень важно для нас. Мы приглашаем наших друзей еще раз приехать в Тулу, где их всегда ждут».
К зрителям обратилась доктор искусствоведения, профессор, музыковед, главный редактор журнала «Музыкальная жизнь» Евгения Кривицкая: «Прекрасные солнечные лучи не случайно озаряют эту площадь, ибо Глинку принято называть солнцем русской музыки. Нас ждёт прекрасное звучание оркестра, хора, солистов в проекте, посвященном 220-летию со дня рождения композитора. За эти два столетия каждый открывал для себя своего Глинку, прежде всего, как национального классика, создателя русской композиторской школы».
В первом отделении за дирижёрским пультом объединённого оркестра стоял Павел Солдатиков. Оно открылось музыкой Глинки, увертюрой к опере «Руслан и Людмила». Она, летящая, по выражению самого композитора, на всех парусах, сразу и на века стала символом блестящего расцвета русской музыкальной культуры, точкой отсчета высочайшего профессионализма и мастерства. Подтверждением тому стала и каватина Людмилы из первого действия оперы. Бельканто мы знаем как итальянский продукт, но Глинка сумел создать русское бельканто в сложнейшей и красивейшей арии. Голос Альбины Латиповой — гибкий, звонко-переливчатый, полный прелести молодости и совершенства — с лёгкостью и лукавством преодолевал глинкинские музыкальные эвересты.
«Жизнь за царя» — «Иван Сусанин», вернувшийся на наши сцены с любимым названием Романовых, знаком нам с детства по многим фрагментам. Кроме, пожалуй, арии Собинина из 4 действия, которую не все тенора могут исполнять. Огромный диапазон, невероятные «верха», уверенность и мощь, — всё это оказалось подвластно Алексею Татаринцеву.
Ария Вани из того же 4 действия познакомила слушателей с Анастасией Лимановой. Её голос — молодой, сильный, её меццо — богатое, мощное и глубокое. Бравурный, упругий, заводной «Краковяк» завершил глинкинскую часть программы.
Концерт, конечно, не мог обойтись без музыки младшего современника Глинки, нашего земляка Александра Даргомыжского.
Страстная песня Лауры из «Каменного гостя» (Анастасия Лиманова) и ария Мельника из «Русалки» (Владимир Ванеев) прошли под знаком Пушкина и знаком качества вокального и актёрского мастерства. Народный артист России. Владимир Ванеев — настоящая звезда оперной сцены, блистательный актер, невероятно харизматичный и обаятельный, чутко понимающий мизансцены и движения-жесты музыкальной мысли.
Финал первого действия был посвящён музыке русского Востока — сценам из оперы «Князь Игорь» Бородина. Песня половецкой девушки с хором (Альбина Латипова), томная и волоокая, сменилась ослепительным финалом — Половецкими плясками, потрясшими буйством и взрывной энергией. Во втором отделении концерта звучала музыка Римского-Корсакова и Чайковского.
Симфонические фрагменты, арии и ансамбли стали потрясающей эпопеей трагических и комических, мрачных и юношески-солнечных сцен. Это было невероятно больно в арии Грязного и его дуэте с Любашей (Ванеев-Лиманова), в предсмертной арии Ленского (Татаринцев), наивно, светло и обреченно в арии Снегурочки (Латипова) и пасторали «Искренность пастушки» (Латипова, Лиманова, Ванеев), с надеждой — в дуэте Иоланты и Водемона (Латипова, Татаринцев), фривольно в наглой песенке Томского (Ванеев).
Это был настоящий Театр с большой буквы, с великолепной игрой и вокалом. И — балетом. Пастораль из «Пиковой дамы» была стилизована в духе екатерининской эпохи не только стараниями Петра Ильича, но и благодаря участию ансамбля танца «Визави» (руководитель — Денис Васин).
Торжественная увертюра «1812 год» Петра Ильича Чайковского стала феерическим финалом проекта, в котором соединились сила и мощь, вера и надежда, молитва, звон колоколов Успенского собора Тульского кремля и ослепительный фейерверк.
Спасибо ведущей концерта Ольге Окнинской, «аранжировавшей» этот удивительный музыкальный вечер.
Проект «Глинка-Гала» реализуется на средства гранта Министерства культуры Российской Федерации при поддержке правительства Тульской области и входит в программу «Музейного лета в Туле-2024».
По материалам организаторов
Последние события
В Саграда Фамилия проходят рождественские концерты
В храме Святого Семейства в Барселоне проходит традиционная серия рождественских концертов. В эти дни там звучит музыка Чайковского, Генделя, вальсы Иоганна Штрауса-младшего.
Шедевры Кандинского, Малевича и Петрова-Водкина в Самаре
В Самарском филиале Третьяковской галереи проходит выставка «В круге цвета. Красный». Экспозиция раскрывает связь творчества русских авангардистов XX века с древнерусским искусством.
Премьеру спектакля «Калина красная» по Шукшину покажут в Петербурге
Театр-фестиваль «Балтийский дом» 21 декабря представит премьеру спектакля «Калина красная» по повести Василия Шукшина. Показ приурочен к 50-летию выхода на экраны одноимённого фильма Шукшина.