Открывая русскую музыку

Дата публикации: 12 ноября 2024

Концерт «Энергия открытий. Избранное» стал промежуточным творческим итогом проекта «Возрождаем наследие русских композиторов», который в этом году празднует 10-летие.
В 2014 году радио «Орфей» и компания ЮНИПРО начали проект, главная задача которого — вернуть слушателям утраченную музыку и показать, насколько богато и разнообразно наше композиторское наследие. За 10 лет музыкальные коллективы радио «Орфей» записали и исполнили никогда ранее не звучавшие произведения Антона Аренского, Николая Голованова, Александра Мосолова, Георгия Катуара, Леонида Половинкина, Владимира Дешевова и Алексея Животова. Вспомнить лучшие страницы проекта-юбиляра удалось на вечере в Большом зале Московской консерватории, который состоялся 11 ноября.
Открывая русскую музыку
В программе — произведения и композиторы для музыкальных гурманов, которых не услышишь в привычном симфоническом репертуаре. На сцене весь вечер — Оркестр радио «Орфей» под управлением Сергея Кондрашева. В помощь коллективу — ведущий Александр Яцко, который в актёрской, а отнюдь не музыковедческой манере рассказывает о произведениях и их создателях; и большой экран с видеопроекциями-иллюстрациями. В зрительном зале, помимо любителей музыкальных редкостей, организаторов и друзей проекта, неофиты от академизма. Слушают внимательно, с интересом.
«Не могу назвать себя фанатом классической музыки изначально. Но формат, который здесь представлен, очень подходит для новичков. Слушатель не чувствует себя отторгнутым: ему помогает проекция на экране, ведущий, который рассказывает о жизни композитора, его заслугах и достижениях. Это позволяет лучше концентрироваться на музыке и создает очень приятное впечатление», — считает студент-первокурсник Эрик Шелудков.
Из приглашённых солистов — двое. Петр Востоков нежно и убедительно просолировал на засурдиненной трубе в «Восточной серенаде» Эдди Рознера, а Арсений Ставцев темпераментно исполнил соло в Интермеццо для кларнета с оркестром Александра Цфасмана.
Симфоджазу, представители которого — тот же Цфасман и Рознер, организаторы щедро отдали почти всё второе отделение концерта (за исключением «Героического марша» Алексея Животова, открывшего отделение). Здесь также прозвучали Рапсодия на белорусские темы Виктора Кнушевицкого и пьеса «Карельский пейзаж» Анатолия Кальварского, который лаконично и точно однажды сказал, что симфоджаз стоит на трёх китах: чувстве свободы, искренности и позитиве.
Десять лет назад, когда проект «Возрождаем наследие русских композиторов» только начинался, его организаторы обратились к двум произведениям: опере «Рафаэль» и музыке к поэме «Бахчисарайский фонтан» Антона Степановича Аренского. Опера «Рафаэль», которая рассказывает о любви знаменитого живописца к юной натурщице Маргарите, до проекта последний раз ставилась почти столетие назад — в двадцатых годах прошлого века. Теперь же её можно послушать в любое удобное время на сайте.
Ноктюрн из оперы «Принцесса Юрата» Николая Голованова слушается особенно любопытно. Голованов, известный всему миру прежде всего как выдающийся дирижёр, почти всю жизнь сочинял музыку. Опера-сказка «Принцесса Юрата» (1914) на сюжет литовской легенды о происхождении янтаря стала его дипломной работой в Московской консерватории. «Юрату» планировали поставить на сцене, но помешала начавшаяся Первая Мировая. 4 апреля 1915 года в симфоническом собрании Русского музыкального общества впервые прозвучала сюита из этой оперы. Дирижировал Ипполитов-Иванов. Послушать «Принцессу Юрату» также можно на сайте проекта «Возрождаем наследие русских композиторов».
Открывая русскую музыку
Несомненной удачей концерта стала его продуманная и грамотно выстроенная программа. Органично соединить в одном отделении музыку авангардистов и традиционалистов — задача не из простых. Здесь нужен хороший вкус и баланс. У организаторов это получилось прекрасно. Вся программа слушалась цельно, и помогали в этом тщательно отобранные произведения (любимый многими «Завод» Мосолова сюда точно бы не вписался, а вот его «Тракторная колонна» и «Беседка у пруда» оказались вполне к месту), и подводки ведущего, лишенные привычной музыковедческой строгости и больше похожие на душевный монолог старого друга, который с азартом рассказывает о жизни композиторов и их произведениях.
Это подтверждают и слушатели.
«Понравился ведущий, который рассказывал интересные факты о композиторах. Это было очень живо, интересно. Много открытий я для себя сделала в плане музыки. Особенно мне понравилась музыка Леонида Половинкина к спектаклю „Золотой ключик“. Я её слышала ещё в детстве, но не знала, кто её автор», — делится впечатлениями Мария Смирнова.
Концерт «Энергия открытий. Избранное» скоро можно будет посмотреть на медиаплатформе «Орфей».
Наталия Сергеева
Фото — Илья Колчков

Последние события

В Саграда Фамилия проходят рождественские концерты

В храме Святого Семейства в Барселоне проходит традиционная серия рождественских концертов. В эти дни там звучит музыка Чайковского, Генделя, вальсы Иоганна Штрауса-младшего.

Шедевры Кандинского, Малевича и Петрова-Водкина в Самаре

В Самарском филиале Третьяковской галереи проходит выставка «В круге цвета. Красный». Экспозиция раскрывает связь творчества русских авангардистов XX века с древнерусским искусством.

Премьеру спектакля «Калина красная» по Шукшину покажут в Петербурге

Театр-фестиваль «Балтийский дом» 21 декабря представит премьеру спектакля «Калина красная» по повести Василия Шукшина. Показ приурочен к 50-летию выхода на экраны одноимённого фильма Шукшина.