Плетнёв. Премьера. РНО

Дата публикации: 5 декабря 2024

Премьеру Сюиты Михаила Плетнёва для виолончели с оркестром представил Российский национальный оркестр в Концертном зале имени Чайковского 3 декабря.
Услышать сегодня живое исполнение произведений Михаила Плетнёва — удача. Услышать вживую премьеру — удача вдвойне, так что москвичам повезло по-крупному. Тем более, солистом выступил Александр Рудин — исполнитель высочайшего класса, народный артист России, худрук РНО; а за дирижерский пульт встал Фёдор Безносиков, который, вопреки молодому возрасту, успешно проявил себя и как дирижер музыкального театра, и как дирижер крупных симфонических программ, успев посотрудничать со многими именитыми столичными оркестрами и труппами.
Центром композиции концерта ожидаемо стала Сюита Михаила Плетнёва. Композитор её написал в прошлом году. Опусу предшествовала соната и традиция делать музыкальные подарки друзьям ко дню рождения.
«В свое время я написал сонату для виолончелиста Стивена Иссерлиса. Через некоторое время в качестве подарка на день рождения я прислал ему пьесу под названием „Интермеццо“. Пьеса оказалась мелодичной и понравилась Стивену. Тогда я решил оркестровать её и добавить ещё несколько пьес, чтобы получилось нечто вроде сюиты», — рассказывает маэстро.
Плетнёв. Премьера. РНО
В Сюите семь частей: «На кладбище», «Контрасты», Интерлюдия, «Немного полонеза», «Птицы улетают», «Танец», «Ностальгический момент». Как и положено по законам жанра, произведение построено по принципу контраста, причем как между частями, так и внутри некоторых из них.
В музыке царит то бесконечная лирика любимого Михаилом Васильевичем Чайковского, то сумрак Шостаковича, то оркестровые изыски советского кино. При этом прямого цитирования нет: Плетнёв по своей природе — великолепный мелодист, которому чужды авангардные искания, но который, продолжая традиции XIX–XX века, говорит с сегодняшним слушателем на его языке, интеллигентно и утонченно.
Александр Рудин в очередной раз показал не только виртуозное владение инструментом и баланс с оркестром, но и глубокое понимание исполняемого. Его игра эмоционально насыщенна и технически точна, что особенно важно и слышно в многочастных полистилистических композициях, коей является Сюита Михаила Васильевича.
Композиция концерта трехчастна. По краям Сюиты Плетнёва — два опуса Чайковского. Изысканная пьеса Pezzo capriccioso и Первая симфония, занявшая целиком второе отделение. Выбор логичный и объяснимый. Михаил Плетнёв любит и умеет играть музыку Петра Ильича с самого начала своей профессиональной карьеры. С триумфа на Конкурсе Чайковского в 1978 году началось мировое признание артиста, которое до сих пор продолжается. А уж сколько Плетнёв создал транскрипций и переложений музыки любимого автора!
Да и симфония «Зимние грезы» в начале декабря слушается по-особенному. РНО, как всегда, играет мастерски. Особенно хорош оказывается финал, где тембральные краски и мелодические игры сносят наповал своей эмоциональной насыщенностью.
Заключительная тоника. Аплодисменты не стихают, но бис не следует. Музыкальная форма вечера выдерживается по-архитектурному строго и оставляет приятное послевкусие.
Наталия Сергеева
Фото — Ирина Шымчак

Последние события

В Саграда Фамилия проходят рождественские концерты

В храме Святого Семейства в Барселоне проходит традиционная серия рождественских концертов. В эти дни там звучит музыка Чайковского, Генделя, вальсы Иоганна Штрауса-младшего.

Шедевры Кандинского, Малевича и Петрова-Водкина в Самаре

В Самарском филиале Третьяковской галереи проходит выставка «В круге цвета. Красный». Экспозиция раскрывает связь творчества русских авангардистов XX века с древнерусским искусством.

Премьеру спектакля «Калина красная» по Шукшину покажут в Петербурге

Театр-фестиваль «Балтийский дом» 21 декабря представит премьеру спектакля «Калина красная» по повести Василия Шукшина. Показ приурочен к 50-летию выхода на экраны одноимённого фильма Шукшина.