«Милосердие» мистериального масштаба
Дата публикации: 23 декабря 2024
Петербургская премьера оперы Александра Чайковского «Милосердие» состоялась в Концертном зале Мариинского театра 21 декабря.

Судьба произведения нетривиальная. Мировая премьера изначально была запланирована на 23 марта в московском «Зарядье», но из-за теракта в «Крокус сити холле» исполнение пришлось перенести на середину апреля. И это невероятная скорость, учитывая количество музыкантов, задействованных в опере. В Петербурге же «Милосердием» завершали празднование юбилейного года Николая Рериха.
В основе «Милосердия» — единственная дошедшая до нас пьеса Рериха, которого мы знаем как выдающегося, самобытного художника, но никак не драматурга. Тем не менее, амбиций и стремлений у Николая Константиновича хватало на разные направления, и он написал несколько пьес. В письме Александру Бенуа Рерих признавался, что видит «Милосердие» не меньше, чем музыкальным спектаклем, считая, что только музыка придаст драме «грандиозный стиль». Но до сих пор ни одной постановки «Милосердия» мир не видел. И это придает опере Чайковского уникальность.
Кстати, в письме тому же Бенуа Рерих называл свою пьесу «мистерией». И черты мистериальности в ней действительно есть. События происходят вне времени в вымышленной стране посреди Гималаев. Действие масштабное, можно сказать, эпического размаха. Чернь устраивает бунт против мироуклада, в основе которого наука и искусство. На страже государственного порядка старейшины. В пьесе Рериха их несколько десятков, в опере Чайковского — всего лишь квинтет (Антон Перминов, Роман Малаканов, Юрий Борщёв, Даниил Падерин, Артем Савченко). Масштабен и хор. По словам продюсера проекта Дмитрия Дедуха, на премьере в Москве — 136 человек, в Петербурге — 82.
Есть бог, он же сын Солнца, Гайятри (Борис Степанов). Есть герой Антоний (Глеб Перязев) и антигерой Гарвей (Дмитрий Колеушко) со своей бандой. Ну и куда же без любовной линии? Изначально в пьесе Рериха её не было. Её придумал композитор вместе с либреттистом Николаем Денисовым: герой Антоний по законам драмы влюбляется в сестру врага, девушку-воина Елену (Екатерину Шпильман), их любовь преодолевает преграды в лице брата-бандита, и всё заканчивается хэппи эндом.
Ну, а что за мистерия без философских смыслов? В финале, когда преступники, измученные страшными видениями, просят о быстрой смерти, Гайятри остаётся непреклонен:
«Не слушайте, люди, вы тех, кто вас просит с усердием
К заклятым врагам проявить… проявить милосердие!
Когда бы вы с ними в бою безоружными были,
Они бы вас просто убили, убили, убили!»
К заклятым врагам проявить… проявить милосердие!
Когда бы вы с ними в бою безоружными были,
Они бы вас просто убили, убили, убили!»
Богу вторят старейшины. В итоге бандиты умирают от собственных кошмаров, мир спасён.

Масштабному действу — масштабная музыка. Чайковский существенно расширяет группы ударных и медных духовых, использует нетривиальные тембровые сочетания: вибрафон+арфа, вибрафон+труба. В сцене гибели преступников и вовсе обращается к электронике.
«Для изображения ужаса, я подумал, что вообще не нужно реальное извлечение звука», — рассказывает композитор.
Безусловным хитом оперы становится любовный дуэт «На войне как на войне», решенный в духе нарочитой мюзикловой темы и запоминающийся буквально с первых нот. Этой темой заканчивается первое действо, она же звучит и в финале оперы. Таким образом, «беспощадный» композитор не оставляет шанса слушателю не напевать её по пути домой.
Оркестр Мариинского театра (за дирижерским пультом Михаил Татарников), давно привыкший справляться с музыкой всех жанров и стилей, в очередной раз показал себя на высоте. Музыканты умело поддерживали солистов, что называется «не перебивая», и блистали в полную мощь в оркестровых эпизодах. Достойно выступил и хор Петербургского электротехнического университета (худрук Елена Касьянова).
Петербургская премьера безусловно удалась. Теперь в планах организаторов создать полноценный спектакль с костюмами и декорациями.
Наталия Сергеева
Фото — пресс-служба Мариинского театра
Последние события
«Ёлку у Ивановых» покажут в Театре на Садовой
Премьеру спектакля «Ёлка у Ивановых» по пьесе Александра Введенского покажут 22 марта в Театре на Садовой в Петербурге. Режиссёр Роман Муромцев называет постановку «истерической трагикомедией».
Лауреаты Конкурса имени Глинки отправляются на гастроли
Альбина Шагимуратова и Валерий Гергиев открыли гастрольный тур лауреатов XXVII Конкурса вокалистов имени Глинки. Певцы посетят 17 городов России, а также Армению, Азербайджан, Узбекистан и Беларусь.
Воспоминания о России
Программу «Живые Мемории. Гала» представят в Московском театре эстрады 24 марта. Артисты прочтут отрывки из книг-воспоминаний о России.