Космос и любовь
Дата публикации: 29 января 2025
В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко прошла вторая серия премьерных показов балетного диптиха «Место во Вселенной».
Первый спектакль — «Перигелий» — поставлен Вячеславом Самодуровым на музыку авангардиста Владимира Горлинского. За дирижерским пультом — Фёдор Безносиков. Второй — «Знаем благую весть» — художественного руководителя балетной труппы МАМТа Максима Севагина, который использовал фрагменты из «Перезвонов» Валерия Гаврилина, исполненных Московским государственным академическим камерным хором (Хор Минина).

«Перигелий» — бессюжетный балет, полный символов и космических образов. Это история о людях, ищущих своё место во вселенной. Спектакль начинается с ночной сцены среди мрачных чёрных волн, продолжается попыткой удержать на хрупких человеческих руках огромную планету и заканчивается примирением человечества с окружающим миром. Несмотря на короткую продолжительность, всего 30 минут, постановка полна разнообразных состояний, от мистики и шаманизма до чувственной лирики. Главные особенности пластики — её напряжение и острота, требующие от артистов большого мастерства и выносливости.
Спектакль Максима Севагина «Знаем благую весть» совсем другой по настроению. В его музыкальной основе — семь номеров из хоровой симфонии-действа Валерия Гаврилина, которую исполняет Хор Минина, стоящий в оркестровой яме. Акапельное звучание изредка разбавляется кларнетом и ударными, а в движениях танцоров читается народный характер.
Спектакль Максима Севагина «Знаем благую весть» совсем другой по настроению. В его музыкальной основе — семь номеров из хоровой симфонии-действа Валерия Гаврилина, которую исполняет Хор Минина, стоящий в оркестровой яме. Акапельное звучание изредка разбавляется кларнетом и ударными, а в движениях танцоров читается народный характер.
Для Хора Минина участие в проекте оказалось непростым, но коллектив со своими задачами справился великолепно, не потеряв музыкальной выразительности и создав при этом прочную ритмическую базу для танцоров.
«Нам сложно подчиняться, мы не привыкли. Здесь надо петь суше, жестче, более структурированно. Потому что танцоры должны слышать ритмичную музыку. Наша музыкальная гибкость и дыхание воспринимаются ими как темпо-ритмическая неустойчивость.
Но мы не привыкли по рельсам. Мы можем на репетиции взять два такта и заниматься ими 20 минут. Искать краски, гибкость, фразировку. Конечно, мы хотели сохранить наши «Перезвоны» и сделать так, чтобы танцорам было удобно», — рассказывает худрук Хора Минина Тимофей Гольберг.
Январская серия показов «Места во Вселенной» с участием Хора Минина стала для зрителей подарком. Изначально планировалось, что вторую часть диптиха танцоры исполнят под фонограмму, но постановщики решили, пока рано прощаться с живым звучанием. Что ж, зрители рады: такого плана проекты на российской сцене — настоящая редкость.
Наталия Сергеева
Автор снимка — Карина Житкова. Фото предоставлено пресс-службой МАМТ
Последние события
«Ёлку у Ивановых» покажут в Театре на Садовой
Премьеру спектакля «Ёлка у Ивановых» по пьесе Александра Введенского покажут 22 марта в Театре на Садовой в Петербурге. Режиссёр Роман Муромцев называет постановку «истерической трагикомедией».
Лауреаты Конкурса имени Глинки отправляются на гастроли
Альбина Шагимуратова и Валерий Гергиев открыли гастрольный тур лауреатов XXVII Конкурса вокалистов имени Глинки. Певцы посетят 17 городов России, а также Армению, Азербайджан, Узбекистан и Беларусь.
Воспоминания о России
Программу «Живые Мемории. Гала» представят в Московском театре эстрады 24 марта. Артисты прочтут отрывки из книг-воспоминаний о России.