Космос и любовь
Дата публикации: 29 января 2025
В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко прошла вторая серия премьерных показов балетного диптиха «Место во Вселенной».
Первый спектакль — «Перигелий» — поставлен Вячеславом Самодуровым на музыку авангардиста Владимира Горлинского. За дирижерским пультом — Фёдор Безносиков. Второй — «Знаем благую весть» — художественного руководителя балетной труппы МАМТа Максима Севагина, который использовал фрагменты из «Перезвонов» Валерия Гаврилина, исполненных Московским государственным академическим камерным хором (Хор Минина).

«Перигелий» — бессюжетный балет, полный символов и космических образов. Это история о людях, ищущих своё место во вселенной. Спектакль начинается с ночной сцены среди мрачных чёрных волн, продолжается попыткой удержать на хрупких человеческих руках огромную планету и заканчивается примирением человечества с окружающим миром. Несмотря на короткую продолжительность, всего 30 минут, постановка полна разнообразных состояний, от мистики и шаманизма до чувственной лирики. Главные особенности пластики — её напряжение и острота, требующие от артистов большого мастерства и выносливости.
Спектакль Максима Севагина «Знаем благую весть» совсем другой по настроению. В его музыкальной основе — семь номеров из хоровой симфонии-действа Валерия Гаврилина, которую исполняет Хор Минина, стоящий в оркестровой яме. Акапельное звучание изредка разбавляется кларнетом и ударными, а в движениях танцоров читается народный характер.
Спектакль Максима Севагина «Знаем благую весть» совсем другой по настроению. В его музыкальной основе — семь номеров из хоровой симфонии-действа Валерия Гаврилина, которую исполняет Хор Минина, стоящий в оркестровой яме. Акапельное звучание изредка разбавляется кларнетом и ударными, а в движениях танцоров читается народный характер.
Для Хора Минина участие в проекте оказалось непростым, но коллектив со своими задачами справился великолепно, не потеряв музыкальной выразительности и создав при этом прочную ритмическую базу для танцоров.
«Нам сложно подчиняться, мы не привыкли. Здесь надо петь суше, жестче, более структурированно. Потому что танцоры должны слышать ритмичную музыку. Наша музыкальная гибкость и дыхание воспринимаются ими как темпо-ритмическая неустойчивость.
Но мы не привыкли по рельсам. Мы можем на репетиции взять два такта и заниматься ими 20 минут. Искать краски, гибкость, фразировку. Конечно, мы хотели сохранить наши «Перезвоны» и сделать так, чтобы танцорам было удобно», — рассказывает худрук Хора Минина Тимофей Гольберг.
Январская серия показов «Места во Вселенной» с участием Хора Минина стала для зрителей подарком. Изначально планировалось, что вторую часть диптиха танцоры исполнят под фонограмму, но постановщики решили, пока рано прощаться с живым звучанием. Что ж, зрители рады: такого плана проекты на российской сцене — настоящая редкость.
Наталия Сергеева
Автор снимка — Карина Житкова. Фото предоставлено пресс-службой МАМТ
Последние события
Рашид Калимуллин приглашает в «Музыкальные путешествия»
Концерт «Музыкальные путешествия» состоится 6 мая в Большом зале Московской консерватории. Прозвучат произведения композитора Рашида Калимуллина, который сегодня празднует день рождения.
Британка займётся культурой Берлина
В Берлине сменился министр культуры. На фоне скандалов в отставку подал Джо Чиало. Его место займёт британка Сара Уэдл-Уилсон, которая ранее была ректором Берлинской Высшей школы музыки.
Путь к Победе
Центральная выставка, посвящённая 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, открылась в Музее Победы на Поклонной горе. В подготовке экспозиции участвовали около 100 музеев.