«Пушкин. В поисках любви»

Дата публикации: 3 февраля 2025

Новая культурная площадка Москвы — Арт-центр Института современного искусства (ИСИ) на Берсеневской набережной — открылась показом спектакля «Пушкин. В поисках любви» режиссёра Марины Могилевской. Постановка, посвященная 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, стала глубоким исследованием личности поэта, его трагической судьбы и малоизвестных фактов его жизни.
Идея спектакля: Пушкин, которого мы не знали
Режиссёр Марина Могилевская призналась, что идея спектакля родилась во время её поездки в Михайловское и на могилу поэта. «Я вернулась в Москву с ощущением, что у меня нет цельного представления о Пушкине как о человеке, — рассказала она. — Мы привыкли любить его формально, потому что так надо. Будьте добры, любите. А когда человеку говорят „люби, люби, люби!“, он потом уже не хочет. Андрей Белый замечательно сказал: „Нас с самого детства заставляют хвалить Пушкина. И как же холодны эти похвалы“. Когда я начала изучать его письма, дневники, документы о дуэли, я поняла, что ничего о нём не знала».
Спектакль построен в формате судебного заседания, где главный герой — Пушкин — становится обвиняемым. Этот необычный подход позволил авторам показать поэта через призму его взаимоотношений с современниками, его любви, дружбы и трагедий. «Мне важно было сохранить документальность, — подчёркивает Могилевская. — Всё, что зритель слышит со сцены, основано на реальных документах, письмах, воспоминаниях. Это не мои суждения, это история, которую я хотела донести до зрителя».
«Пушкин. В поисках любви»
Сюжет: суд над Пушкиным
Спектакль начинается с того, что зрители становятся свидетелями посмертного суда над Пушкиным. Этот исторический факт, о котором мало кто знает, стал отправной точкой для создания постановки. 139-й воинский артикул, принятый в 1715 году Петром Первым, строго запрещал дуэли, поединки и драки между офицерами. За ослушание полагалась казнь через повешение, причем повешению подлежали все участники дуэли, включая погибшего. «Если бы его не успели похоронить, его бы повесили за ноги вниз головой, — рассказала Могилевская. — Это шокировало меня, и я поняла, что через суд можно рассказать о Пушкине так, как никто раньше не рассказывал».
В спектакле нет второстепенных персонажей — только судьи и присяжные, которые поначалу равнодушны к происходящему, но постепенно проникаются трагедией поэта. «Мы читаем выдержки из писем, раскрывая те этапы его жизни, на которые мало кто обращает внимание, — отметила Марина Могилевская. — Например, почему он написал столько стихов о женщинах, но не посвятил ни одного стихотворения матери? Почему за свою короткую жизнь он участвовал в 29 дуэлях, хотя за это грозило такое жестокое наказание? Почему его похороны были тайными? Эти вопросы заставляют зрителя задуматься». «Я думаю, я не совру, если я скажу, что, наверное, 95% нашего спектакля подтверждённо документами. А 5% это не обман, а именно раскрытие, — поделился исполнитель роли Пушкина, актёр Максим Фортуна. — Даже это судебное заседание — оно действительно было после его смерти. Но, естественно, Пушкин там не мог быть, это уже наша фантазия, но именно перед судом он честен, и прежде всего, с самим собой».
«Пушкин. В поисках любви»
Актёрская игра: искренность и профессионализм
В спектакле заняты студенты и выпускники актёрского факультета Института современного искусства мастерской народного артиста России Алексея Шейнина. Молодые актёры играют с полной самоотдачей, в спектакле также есть пантомимы, постановщиками которых выступали сами ребята.
Режиссеру удалось создать атмосферу, где документальность сочетается с художественностью. Минималистичные декорации — всего несколько стульев — не отвлекают от главного: слов, эмоций и детально выписанного психологического портрета главного героя.
«Пушкин. В поисках любви»
Финал: вопросы без ответов
Спектакль завершается неожиданно: после оглашения приговора актёры выкрикивают «А почему?..», оставляя зрителей с множеством вопросов. «Этот спектакль снимает с Пушкина хрестоматийный глянец, — отмечает Максим Фортуна. — Он показывает его таким, каким он был: экстравагантным, юморным, очень самоуверенным и несчастным».
«Я не ставила задачу расставить точки над „и“, — поясняет режиссёр. — Я хотела, чтобы зритель сам сделал выводы. Пушкин — это не просто „наше всё“, это человек с трагической судьбой, которую мы до конца не понимаем».
Следующий показ спектакля запланирован на площадке Арт-Центра ИСИ на 22 февраля. Помимо спектаклей в новом пространстве также будут проводиться лекции, выставки и другие культурные события.
Дженнет Арльт
Фото — Максим Коняев

Последние события

«Ёлку у Ивановых» покажут в Театре на Садовой

Премьеру спектакля «Ёлка у Ивановых» по пьесе Александра Введенского покажут 22 марта в Театре на Садовой в Петербурге. Режиссёр Роман Муромцев называет постановку «истерической трагикомедией».

Лауреаты Конкурса имени Глинки отправляются на гастроли

Альбина Шагимуратова и Валерий Гергиев открыли гастрольный тур лауреатов XXVII Конкурса вокалистов имени Глинки. Певцы посетят 17 городов России, а также Армению, Азербайджан, Узбекистан и Беларусь.

Воспоминания о России

Программу «Живые Мемории. Гала» представят в Московском театре эстрады 24 марта. Артисты прочтут отрывки из книг-воспоминаний о России.