Культурная самоизоляция
Дата публикации: 2 апреля 2020
Двое в комнате. Я и Мацуев. Знаменитый пианист на расстоянии вытянутой руки играет «нетленку» — цикл Чайковского «Времена года». Я внимаю каждому звуку известного всем сочинения с ощущением, что слушаю знакомые мелодии в первый раз. Возникшее чувство единения с идолом заставляет миллионы поклонников классики не думать о вынужденной самоизоляции в период пандемии.
Исполнение двенадцати музыкальных картин Петра Ильича пролетело как счастливый сон и наполнило чувством неизбывной радости. Сентиментальный порыв привёл к телефонному разговору с соседкой. Ей я призналась, что только что для меня играл сам Мацуев. Дама изумилась такому повороту событий, прямо заявив, что это невозможно, ведь у меня нет в квартире не только рояля, но даже обычного пианино.
Недоумение собеседницы удалось потушить запоздалым признанием. Выступление Мацуева я смотрела в интернете — артист 20 марта давал онлайн-концерт без публики в Зале имени Чайковского. В этот день стартовал проект столичной филармонии «Домашний сезон». Пианист играл в абсолютно пустом из-за карантина зале. Картинка смотрелась необычно и даже в некоторой степени драматично. Мацуеву, выступающему при неизменных аншлагах, обстановка была, наверное, тоже в новинку. Маэстро играл действительно по-другому, как — будто в последний раз, щедро отсылая волну чувств на огромные расстояния. Трансляцию в интернете посмотрело более 1,5 миллиона человек. В мире нет ни одной площадки, способной вместить такое количество зрителей. Знаменитая Арена ди Верона может принять одномоментно 20 тысяч зрителей — почти в сто раз меньше! Но кто измерит в цифрах, процентах и других математических параметрах магическую силу единения артиста, зрителя и великой классики? Так что в комнате нас было трое — я, Чайковский и Мацуев.
У него эстафету виртуальных выступлений на концертных площадках Москвы приняли другие выдающиеся музыканты: альтист и дирижёр Юрий Башмет, пианисты Борис Березовский, Андрей Гугнин, Филипп Копачевский, Николай Луганский, скрипачи Никита Борисоглебский и Павел Милюков, виолончелисты Александр Бузлов, Борис Андрианов и Александр Рамм…
Онлайн-трансляциями «заболели» и в регионах.
В новом начинании преуспела Свердловская филармония. Коллектив, сотворивший ранее беспрецедентный проект «Безумные дни», быстро выстроил план действий в условиях форс-мажора. Уральцы одновременно с Московской филармонией 20 марта запустили проект #Сфилармониейдома. Он вдохновил местных артистов на «маленькие» и большие подвиги — начались репетиции, наполненные безумной самоотдачей. Как результат на выходе появились абсолютно новые программы. Их ранее в афише не было. Публике, присоединившейся к трансляции 23 марта, посчастливилось увидеть Дмитрия Лисса и Уральский филармонический оркестр с Седьмой симфонией Бетховена. Дирижер и его подопечные накрыли незримого слушателя оглушительным оптимизмом и потоком света. И никто в этот момент не поймал себя на мысли о том, что обе стороны разделяют друг от друга десятки, сотни и тысячи километров.
Виртуальные концерты, лишенные традиционных аплодисментов, покашливаний в коротких паузах между частями партитуры, наконец, оваций и криков браво по окончании выступления, взяли зрителя другим — эмоциональной заряженностью, не знающей границ.
Музыканты с регалиями и миллионными контрактами с энтузиазмом и неподдельной одержимостью согласились играть бесплатно в пустых залах. Рационального объяснения этим поступкам нет. Многие звезды сникли, узнав, что практику пришлось приостановить.
Онлайн трансляции живых выступлений музыкантов продлились ничтожно мало по времени — с 20 по 29 марта. Но эти десять дней потрясли и изменили сложившуюся годами систему организации концертной деятельности. Рядовые поклонники классики в провинциальных городках, не имеющие возможности приехать в Москву или Петербург, равно как и в Пермь, Новосибирск, Екатеринбург и другие города с мощной культурной «начинкой», получили благодаря интернет-трансляциям уникальный шанс наслаждаться выступлениями своих кумиров. Репетиция культурной революции, о которой так долго мечтало большинство меломанов, похоже, состоялась.
Текст: Ирина Столярова
Последние события
Оперетта «Царевич» в Музкомедии
Петербургский Театр музыкальной комедии представит концертное исполнение оперетты Франца Легара «Царевич». Показ состоится 24 декабря, он даст старт новому проекту театра.
Премию МХТ вручат весной
МХТ имени Чехова назвал дату вручения третьей «Премии Художественного театра», церемония пройдёт 28 марта. Об этом сообщил художественный руководитель — директор театра Константин Хабенский.
В Оренбургской области представили выставку «Тихий Дон. Обретение рукописи»
Выставка «Тихий Дон. Обретение рукописи» открылась в Историко-мемориальном музее Черномырдина в селе Чёрный Отрог Оренбургской области.