Культурная самоизоляция

Дата публикации: 2 апреля 2020

Двое в комнате. Я и Мацуев. Знаменитый пианист на расстоянии вытянутой руки играет «нетленку» — цикл Чайковского «Времена года». Я внимаю каждому звуку известного всем сочинения с ощущением, что слушаю знакомые мелодии в первый раз. Возникшее чувство единения с идолом заставляет миллионы поклонников классики не думать о вынужденной самоизоляции в период пандемии.
Исполнение двенадцати музыкальных картин Петра Ильича пролетело как счастливый сон и наполнило чувством неизбывной радости. Сентиментальный порыв привёл к телефонному разговору с соседкой. Ей я призналась, что только что для меня играл сам Мацуев. Дама изумилась такому повороту событий, прямо заявив, что это невозможно, ведь у меня нет в квартире не только рояля, но даже обычного пианино.
Культурная самоизоляция
Недоумение собеседницы удалось потушить запоздалым признанием. Выступление Мацуева я смотрела в интернете — артист 20 марта давал онлайн-концерт без публики в Зале имени Чайковского. В этот день стартовал проект столичной филармонии «Домашний сезон». Пианист играл в абсолютно пустом из-за карантина зале. Картинка смотрелась необычно и даже в некоторой степени драматично. Мацуеву, выступающему при неизменных аншлагах, обстановка была, наверное, тоже в новинку. Маэстро играл действительно по-другому, как — будто в последний раз, щедро отсылая волну чувств на огромные расстояния. Трансляцию в интернете посмотрело более 1,5 миллиона человек. В мире нет ни одной площадки, способной вместить такое количество зрителей. Знаменитая Арена ди Верона может принять одномоментно 20 тысяч зрителей — почти в сто раз меньше! Но кто измерит в цифрах, процентах и других математических параметрах магическую силу единения артиста, зрителя и великой классики? Так что в комнате нас было трое — я, Чайковский и Мацуев.
Культурная самоизоляция
У него эстафету виртуальных выступлений на концертных площадках Москвы приняли другие выдающиеся музыканты: альтист и дирижёр Юрий Башмет, пианисты Борис Березовский, Андрей Гугнин, Филипп Копачевский, Николай Луганский, скрипачи Никита Борисоглебский и Павел Милюков, виолончелисты Александр Бузлов, Борис Андрианов и Александр Рамм…
Онлайн-трансляциями «заболели» и в регионах.
В новом начинании преуспела Свердловская филармония. Коллектив, сотворивший ранее беспрецедентный проект «Безумные дни», быстро выстроил план действий в условиях форс-мажора. Уральцы одновременно с Московской филармонией 20 марта запустили проект #Сфилармониейдома. Он вдохновил местных артистов на «маленькие» и большие подвиги — начались репетиции, наполненные безумной самоотдачей. Как результат на выходе появились абсолютно новые программы. Их ранее в афише не было. Публике, присоединившейся к трансляции 23 марта, посчастливилось увидеть Дмитрия Лисса и Уральский филармонический оркестр с Седьмой симфонией Бетховена. Дирижер и его подопечные накрыли незримого слушателя оглушительным оптимизмом и потоком света. И никто в этот момент не поймал себя на мысли о том, что обе стороны разделяют друг от друга десятки, сотни и тысячи километров.
Культурная самоизоляция
Виртуальные концерты, лишенные традиционных аплодисментов, покашливаний в коротких паузах между частями партитуры, наконец, оваций и криков браво по окончании выступления, взяли зрителя другим — эмоциональной заряженностью, не знающей границ.
Музыканты с регалиями и миллионными контрактами с энтузиазмом и неподдельной одержимостью согласились играть бесплатно в пустых залах. Рационального объяснения этим поступкам нет. Многие звезды сникли, узнав, что практику пришлось приостановить.
Онлайн трансляции живых выступлений музыкантов продлились ничтожно мало по времени — с 20 по 29 марта. Но эти десять дней потрясли и изменили сложившуюся годами систему организации концертной деятельности. Рядовые поклонники классики в провинциальных городках, не имеющие возможности приехать в Москву или Петербург, равно как и в Пермь, Новосибирск, Екатеринбург и другие города с мощной культурной «начинкой», получили благодаря интернет-трансляциям уникальный шанс наслаждаться выступлениями своих кумиров. Репетиция культурной революции, о которой так долго мечтало большинство меломанов, похоже, состоялась.
Текст: Ирина Столярова

Последние события

Приношение великой артистке

Фонд Елены Образцовой приглашает на гала-концерт по случаю 85-летия со дня рождения певицы. Программу «Приношение Елене Образцовой» представят 25 сентября в Большом зале Московской консерватории.

Шкатулку Натальи Гончаровой отреставрируют

Мемориальный музей-квартира Пушкина передаст реставраторам Эрмитажа уникальный исторический артефакт — шкатулку Натальи Гончаровой, в которой она хранила письма мужа.

Волгоградцев ждут два дня танцев

Региональный этап национальной премии «Весна священная-2024» пройдёт в Волгограде 21–22 сентября. В мультижанровом спектакле-концерте «Рахманинов. Навсегда» примут участие Илзе Лиепа и звёзды балета.