Перепеть «Перезвоны» Гаврилина

Дата публикации: 22 мая 2020

В поисках национальной идеи часто не хватает правильных направляющих. На помощь приходит музыка Валерия Гаврилина. Его хоровая симфония-действо «Перезвоны» — тот самый инструмент, который прочистит от фальши не только уши, но и мозги. Поиски смысла жизни, пусть и в театрализованно-певческом формате, — вещь сложная в плане репутационных рисков для всех участников этой мистерии, но, в первую очередь, для дирижера. Может быть, поэтому «Перезвоны» Гаврилина так редко исполняют на концертах и каждое представление воспринимается как своеобразная премьера.
Отнесенные к советской хоровой классике «Перезвоны» написаны почти 40 лет назад. В День славянской письменности и культуры — в воскресенье, 24 мая, в 19:00 мск., на YouTube-канале радио «Орфей» пройдет онлайн-трансляция записи концерта, состоявшегося прошлой осенью.
18 октября в зале «Зарядье» Николай Азаров(открывается в новом окне) представил московской публике свежий взгляд на вечные ценности Гаврилина. Маэстро вывел на сцену Большого зала сразу два своих коллектива — Московский областной хор имени Кожевникова(открывается в новом окне) и Академический хор русской песни радио «Орфей»(открывается в новом окне). Азаров пошел на смелый звуковой эксперимент, объединив одномоментно две вещи, казалось бы, несовместные — академические и народные голоса. В итоге получился тембровый микс.
Перепеть «Перезвоны» Гаврилина
В «настоящей» премьере «Перезвонов», случившейся 17 января 1984 года, пели исключительно хоровики-академики. Кстати, Николай Азаров тоже мог бы участвовать в том представлении наравне с другими своими однокашниками из хорового училище имени Свешникова. Но парню помешало включиться в проект его учеба… в Московской консерватории. Если бы Николай Николаевич занимался дирижированием в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, то он бы в тот исторический вечер стоял вместе с хоровиками-гнесинцами и артистами Московского камерного хора Владимира Минина на сцене Большого зала Ленинградской филармонии.
Перепеть «Перезвоны» Гаврилина
«Усиленный» состав хора требовала сочная партитура — часть певцов исполняла собственно главные темы, остальные «изображали» аккомпанемент. Для таких своеобразных вокальных подпевок и пригласили студентов Гнесинки. Для них это выступление открыло глаза на профессию. Ребята попали в концерт по счастливой случайности и одновременно закономерно. Студенческим хором Гнесинского института тогда руководил ассистент Владимира Минина Владимир Семенюк. Он и отобрал самых голосистых учащихся для первого представления «Перезвонов».
Многие студенты буквально падали с ног во время программы — бессонная ночь в поезде Москва-Ленинград, бесшабашное веселье в купе, анекдоты вместо повторения партитуры, потом с вокзала прямая дорога на утреннюю репетицию. На премьере в ушах звенело от перевозбуждения и чистоты интонации. В голове время от времени синкопировало напутствие, данное деканом перед ответственной поездкой — она просила ребят не посрамить вуз, предупредила об оргвыводах нарушителей дисциплины и высоких музыкальных канонов мининского хора. Студенты не подкачали, верх взял не страх перед деканом, а авторитет Владимира Минина. У него петь плохо невозможно, даже стыдно.
На концерте был аншлаг. Зрители долго бисировали, на лицах людей читалось неподдельное удивление от мастерства тех же хористов, которые из привычных мумий превратились в поющие жемчужины, каждый певец стал уникальной «единицей», встроенной в единый ансамбль поющих эмоций и фраз, повинуясь властной руке дирижера.
Часть публики пришла на выступление, «купившись» на имя Василия Шукшина, написанное в подзаголовке к сочинению. Писатель был очень модным в застойные годы из-за своего смутьянства и разухабистой свободы, не совдеповского мироощущения.
Перепеть «Перезвоны» Гаврилина
Меломаны же жаждали услышать исключительно опус Гаврилина, который композитор считал своим музыкальным посланием современникам и потомкам. «Перезвоны» по музыкальному языку действительно трудно считать хрестоматией хорового искусства в чистом виде. Безупречная стройность гармонии очевидна. Что, впрочем, не мешает причислять произведение к авангарду. Автор опередил время.
Гаврилин, размышляя о судьбах родины посредством сцепок нот и погружаясь в очень личные сферы, дает дирижеру полную свободу творчества. Запись, которую радио «Орфей» будет транслировать(открывается в новом окне) на своем You-Tube-канале 24 мая в 19:00, наглядно демонстрирует, как признанный мастер Николай Азаров филигранно сочетает академическую музыку с фольклором.
Текст: Ирина Столярова

Последние события

Не стало Владимира Симонова

Ушёл из жизни народный артист РФ Владимир Симонов, ему было 68 лет. Об этом сообщили в Театре имени Вахтангова, в котором актёр прослужил более 35 лет.

Александре Пахмутовой — 96!

Композитор Александра Пахмутова празднует 9 ноября день рождения! Автору «Команды молодости нашей», «Как молоды мы были», «Главное, ребята, сердцем не стареть» исполняется 96 лет!

Чувашия встречает Русский хор

Академический хор русской песни Телерадиоцентра «Орфей» приглашает на концерты меломанов Чувашии. Программу «С любовью, Россия!» увидят жители городов Чебоксары, Новочебоксарск и Канаш.

Поиск по сайту