![Цифра Дьёрдь](https://img.orpheus.ru/bi8L4NTfD8jXr8uBM5sbo-B-ABW9pbl3zrnXNqKfGEM/resize:fill:514:514:1:0/crop:500:500:nowe:100:0/bG9jYWw6Ly8vaS80MjMvNjgyM2YwMzMuanBn.jpg)
Наследник Листа в ХХ веке
Игра на рояле Дьёрдя Цифры была поистине феноменальной. Невероятная скорость движения рук и пальцев, легко, красочно и одухотворенно воспроизводящих на клавишах все, что хочется пианисту, и даже больше. Пожалуй, столь совершенного владения инструментом мало кто достигал из виртуозов, за исключением, может быть, лишь самого Листа, который стал для него образцом.
![Цифра Дьёрдь](https://img.orpheus.ru/TsF34FyxBPqLxirTLq9zT8Yz4y0aAx5xvS4pljnzB8Q/resize:fit:1440:1440:0:0/bG9jYWw6Ly8vaS85MTYvMC8wZDUxY2VkYS5qcGc=.jpg)
Венгерский виртуоз прожил тяжелую жизнь. Он родился в Будапеште в бедной семье цыганских музыкантов и уже с 5 лет, самоучкой освоив фортепиано, стал помогать родителям, играя в кабаках, где ему приходилось сходу подбирать любые мелодии. Талантливого ребенка замечают преподаватели Будапештской музыкальной академии, и в 9 лет Цифра становится ее студентом — самым юным в истории учебного заведения, а заканчивает в 14-ть, когда многие туда еще только собираются поступать. И начинаются гастроли по родной стране и за ее пределами, но вскоре его карьеру прерывает 2-я мировая война. Музыкант попадает на Восточный фронт и чудом остается жив, оказавшись в советском плену.
На родину, ставшую к тому времени социалистической, он возвращается только в 1947 году, а там вскоре начинается кампания против инакомыслящих. Далекого от политики Цифру как неблагонадежного сажают в тюрьму, где калечат ему руки, заставляя выполнять тяжелую физическую работу. Он освободится только после смерти Сталина и до конца жизни будет вынужден играть с кожаной повязкой на запястье. Накануне антикоммунистического восстания в Будапеште, ему удается бежать с семьей за границу.
Его новая родина — Франция. Здесь он много выступает, записывается на пластинки, играет произведения Шопена, Чайковского, Рахманинова. Делает собственные блестящие обработки сочинений Римского-Корсакова, Хачатуряна, Штрауса, поражая публику эффектным переосмыслением первоисточников. Но, конечно, главной в репертуаре Дьёрдя Цифры навсегда останется музыка его великого земляка Ференца Листа.
Текст — Анатолий Лысенков