Архипова Ирина Константиновна

02.01.1925 – 11.02.2010
Архипова Ирина Константиновна

Ирина Архипова. Голос длиною в жизнь

У оперных певцов, как и кавалергардов, профессиональный век недолог. Голос со временем тускнеет, теряет виртуозность, изнашивается в процессе многочасовых репетиций и спектаклей. Но история знает случаи уникального вокального долголетия.
Ирина Архипова на протяжении нескольких десятилетий поражала эталонной техникой самых дотошных вокальных гуру. У певицы было от природы «настоящее» меццо-сопрано. Архипова не грузила голос в нижнем регистре искусственными обертонами — густой звук возникал у неё из глубины души. А репертуар вместил десятки ярких ролей в операх русских и западных композиторов. Особое место занимает партия Кармен из одноименной оперы Бизе. В ней артистка в 1956 году впервые вышла на сцену Большого театра. На тот момент Архиповой было уже за тридцать. Рассуждения о том, много это или мало для дебюта в главном театре страны, бессмысленны. Архиповой — певицы вообще могло не быть — столь непростым был путь Ирины Константиновны в профессию, в которой она оставалась более полувека.
Архипова Ирина Константиновна
Перелистывая страницы биографии Архиповой, невольно задаешься вопросом: зачем судьба так долго испытывала Ирину, на целых десять с лишним лет устроив ей отсрочку на поступление в Московскую консерваторию?
Девочке было 9 лет, когда её принимают в Центральную музыкальную школу при знаменитом учебном заведении. Но первый урок срывается — малышка сильно простывает, болезнь даёт осложнения. После курса домашних занятий Ирина поступает в Гнесинскую школу. Но война перечеркивает и эти музыкальные планы. Семья Архиповых эвакуируется в Ташкент, где Ирина оканчивает школу, а затем поступает в филиал Московского архитектурного института.
Глупо гадать, каких бы высот достигла Архипова в этой профессии. Но сейчас можно точно сказать, что вуз она выбрала правильный, так как в нём активно работали самодеятельные вокальные кружки. Девушка, в 1944 году возвратившись в столицу, по обыкновению много поёт, но уже не мечтает о карьере вокалистки. Однако его величество случай на этот раз распорядился так, что Ирина знакомится со студенткой Московской консерватории, а в 1946 году сама переступает порог этого учебного заведения. Она разучивает много партий из русской оперной классики — «Евгений Онегин», «Снегурочка»… Очередная нелепость — Архипову не берут в стажёрскую группу Большого театра. Ирина уезжает в Свердловск и покоряет местную публику Любашей в «Царской невесте» Римского-Корсакова. Этот успех помогает возвращению Архиповой в родную Москву ради блистательной карьеры в Большом театре — наконец-то она оказывается на том месте, где должна и быть согласно масштабу её таланта.
Одна из страниц нетривиальной биографии звезды возвращает в 1989 год на её концерт в Большой зал Московской консерватории. Певица исполняет вместе с Государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Евгения Светланова вокальный цикл Мусоргского «Песни и пляски смерти». Архиповой уже за шестьдесят, но её голос не дрожит, крепко проникая в сердца слушателей пронзительными «нотками. Четкая дикция доносит каждое слово, фразу из стихов Голенищева-Кутузова, жалящих своим трагизмом. Глубина драматического таланта певицы потрясает. А разве может быть иначе у народной артистки Советского Союза, лауреата Ленинской премии, Героя социалистического труда Ирины Константиновны Архиповой?
Текст: Ирина Столярова

«Царица русской оперы»

По своему первому образованию Ирина Константиновна Архипова — архитектор, в Москве есть здания, построенные по ее проектам. Увлечение пением пришло именно в годы учебы в Архитектурном институте, затем, уже работая архитектором, Архипова успешно закончила Московскую консерваторию. Два прослушивания в Большой театр оказались неудачными, и певица уехала в Свердловск (Екатеринбург), где в театре оперы и балета сразу стала петь ведущий репертуар.
Через два года после свердловского дебюта Архипову пригласили в Большой театр, и она дебютировала на его сцене в партии Кармен, которая стала для певицы знаковой. В 1959 году она спела Кармен в дуэте с выдающимся итальянским тенором Марио дель Монако в спектакле Большого театра, после чего была приглашена итальянским певцом для участия в постановке оперы «Кармен» в Риме и Неаполе. Триумф этих выступлений положил начало ее блистательной международной карьере, она была признана лучшей в мире Кармен.
Пять десятилетий исполнительской карьеры выдающейся певицы составляют национальную гордость России. Они включили выступления во всем ведущем оперном репертуаре меццо-сопрано в Большом театре и других театрах России, а также практически на всех ведущих сценах мира — Ла Скала и Ковент-Гарден, Метрополитен Опера и Колон и многих других.