Батагов Антон Александрович

Batagov Anton

род. 10.10.1965
Батагов Антон Александрович
Он получил образование как пианист, никогда специально не учился композиции, но стал, тем не менее, одним из заметных представителей современной музыки.
Исполнитель и автор в одном лице, он на концертах играет свои и чужие произведения как импровизации, которые рождаются прямо у нас на глазах. Не случайно он не публикует ноты своих сочинений — они остаются только в рукописях. Его игра и музыка воздействуют на публику не каким-то сверхинтересным замыслом или оригинальными мелодическими находками, а лишь самим фактом своего звучания, которое основано подчас на самых скромных, предельно простых оборотах и интонациях. Но, как ни странно, из этих элементарных, порой даже примитивных и однообразных фраз и попевок, вырастают яркие звуковые образы, которые воздействуют на публику наподобие некоего магического заклинания или ритуального действа, усиленного зачастую еще и темнотой зала, где освещен только исполнитель за инструментом. Собственно, все это и есть суть того музыкального стиля, который является основой творчества Батагова и некоторых других современных композиторов — минимализма, возникшего во второй половине прошлого века из народно-песенных истоков, традиционных церковных песнопений — христианских и буддийских, старинных полифонических композиций баховской эпохи, а также, отчасти, нынешнего рок-н ролла. Среди представителей этого направления Кейдж, Гласс, Гурецкий, Мартынов и другие.
Батагов — коренной москвич, выпускник Гнесинской десятилетки и Московской консерватории. Его учителя — Анна Кантор, воспитавшая Евгения Кисина, и Татьяна Николаева, одна из лучших советских исполнительниц Баха, у которой учились также известные пианисты Петухов и Луганский. Еще студентом Антон с успехом участвует в нескольких престижных конкурсах, в том числе имени Чайковского (1986), где получает спецприз жюри. Но его влекут новые горизонты, и после окончания консерватории (1988) он проходит курсы звукорежиссуры, где осваивает технику студийной работы, ставшей впоследствии одной из главных сфер его деятельности. Дебютом молодого артиста в этой области стала первая в нашей стране запись цикла Мессиана «20 взглядов на младенца Иисуса» (1990) продолжительностью около 2,5 часов. Стремясь расширить свои познания в современной музыке, он организует фестиваль «Альтернатива» (1989), где в течение 7 лет знакомит столичную публику с новинками музыкального авангарда, мирового и отечественного, до этого почти неизвестными в нашей стране, и с его крупнейшими представителями. Большое влияние на формирование его эстетических взглядов оказывает и религия. В конце века он крестится у отца Александра Меня, как Каретников, Спиваков и некоторые другие советские музыканты, а в начале следующего столетия обращается к буддизму вслед за известным рок-музыкантом Борисом Гребенщиковым.
Все эти поиски и метания дают неожиданный результат. В 1997 году Батагов временно прерывает «живые» концертные выступления и полностью сосредотачивается на работе в студии для кино и телевидения. Кроме музыки к нескольким фильмам он озвучивает множество телевизионных передач — Новости культуры, Власть факта, Огонек на Шаболовке и т. д. — всего около 40 проектов, а также создает «музыкальную одежду» — отбивки, заставки и прочее — для многих наших телеканалов, от НТВ и РТР до «Звезды» и СТС. И хотя большинство этих роликов длятся всего лишь несколько минут, а то и секунд, в общей сложности их насчитывается более 2000, что в сумме составляет гигантское количество звучащего материала.
Возвращение пианиста на концертную эстраду произошло только через долгих 12 лет, а на московскую — через целых 16. В 2013 году он с триумфом исполняет в Рахманиновском зале своей альма-матер фортепианный цикл «Избранные письма Сергея Рахманинова», в котором великий русский классик как бы «обращается» к своим потомкам-авангардистам Пярту, Гэбриэлу, Мартынову, Эйнауди и другим. Вслед за этим следуют еще более экстраординарные программы — Избранные песни и медитации Джона Донна, Письма игуменьи Серафимы, Песни на стихи женщин-поэтов разных времен — от шумерской жрицы Энхедуанны, жившей 4000 лет назад, и византийской святой Кассии Константинопольской до Зинаиды Гиппиус и Марины Цветаевой. Обо всех своих работах композитор-блогер подробно рассказывает на собственной страничке в соцсети и на личном сайте в интернете. Там же можно узнать его планы на будущее и график выступлений, что позволяет ему обходиться без какой-либо специальной рекламы и обеспечивать себе при этом полные аншлаги на концертах.
Текст — Анатолий Лысенков.