Якобс Рене

Jacobs Rene

род. 30.10.1946
    • Бельгия
    Якобс Рене
    «Говоря о Моцарте, не могу не сказать о том, как много его музыка выигрывает, если её исполнять на инструментах, для которых он писал»,— так считает Рене Якобс, один из ведущих представителей исторического исполнительства.
    Бельгийский контратенор и дирижёр Рене Якобс родился 30 октября 1946 года. К музыке артист приобщается рано — отец–священник был дирижёром хора мальчиков. Именно он знакомит сына с творчеством немецкого оперного певца Дитриха Фишер-Дискау. Уже будучи хористом Собора Святого Бавона в Генте, Рене влюбляется в «Страсти по Матфею» Баха. Систематического музыкального образования Якобс не получает, зато берёт уроки у разных педагогов. Изучая классическую филологию в Гентском университете, он продолжает петь. Артист знакомится с одним из влиятельных музыкантов-аутентистов того времени — голландским клавесинистом Густавом Леонхардтом, который поощряет профессиональный выбор Якобса. Молодой человек многое почерпнул из творчества наставника. Однако спустя время, друг певца и ученик Леонхардта дирижёр Филипп Херревеге скажет: «У Рене Якобса особый талант в оперном жанре. Он гораздо ближе к духу оперы, чем Густав Леонхардт, который был суровым кальвинистом, аристократом».
    Всего за несколько лет Рене Якобс становится знаменитым контратенором. Он регулярно гастролирует, исполняет вокальные партии на записях основных сочинений Баха и произведений малоизвестных барочных композиторов. В 1977 году артист создаёт камерный хор «Concerto vocale», с которым выступает в качестве дирижёра в течение многих лет.
    В одном из поздних интервью музыкант признается: «Я никогда не хотел стать дирижёром, не мечтал об этом. Дирижирование помогло объединить певцов и инструменталистов для исполнения пьес, которые я пел. Это привело к тому, что постепенно я стал всё меньше и меньше петь».
    Одна из самых известных работ маэстро — запись оперы Моцарта «Женитьба Фигаро», отмеченная в 2005 году премией Грэмми «За лучшую оперную запись».
    «Мой подход, — говорит дирижёр, — состоит в том, что слушатель должен представить постановку ничего не видя, только на слух».
    Рене Якобс практикует глубокое изучение исторических источников и особый подход к хористам.
    «Первое, что нужно знать дирижёру, — это дышать как певец. Поскольку певцов всегда привлекает текст, а не музыка, дирижёр должен любить стихи. Например, когда я готовлю оперу, прежде чем по-настоящему разучить партитуру, я разучиваю либретто дома. Когда пришло время репетиции, я также работаю с певцами над речитативом. Для меня поэзия без нот композитора — это всё еще музыка».
    В последнее время маэстро всё больше места отводит симфоническому репертуару — сначала Гайдну и Моцарту, позднее — Шуберту.
    Однажды Рене Якобса спросили, есть ли у него хобби помимо музыки. «Моё единственное хобби, помимо музыки, — это музыка, — ответил артист. — А ещё я любитель поесть».
    Текст — Мария Белоусова