Магомаев Муслим Магометович

17.08.1942 – 25.10.2008
Магомаев Муслим Магометович
Его уникальный голос — звонкий и чистый баритон — с первых звуков узнают слушатели, родившиеся и жившие в СССР.
Огромной популярности певца могли позавидовать не только отечественные, но и мировые звезды. На его концерты собирались многотысячные стадионы, а пластинки выходили миллионными тиражами. Ему рукоплескали в знаменитой парижской «Олимпии» и театре «Ла Скала», он был непременным участником «Голубых огоньков» и торжественных концертов во Дворце съезда, его именем названа малая планета, миллионы девушек бесконечно крутили пластинки с «Мелодией», «Королевой красоты», «Нам не жить друг без друга». (Поклонницы не только носили на руках самого Магомаева, но однажды доставили на плечах после концерта автомобиль, в котором находился артист, до подъезда гостиницы).
На гастролях его приглашали остаться на Западе, но он всегда возвращался на родину. «Я горжусь своей Родиной и люблю ее. И пусть такое вступление к книге воспоминаний сочтут несколько пафосным, но это так. И всю жизнь я раздваивался в этой своей любви: говорил, что Азербайджан — мой отец, а Россия — мать» — Муслим Магомаев.
Каждая новая песня в его исполнении становилась непревзойденным художественным чудом. Песни, которые он исполнял, мало кто сейчас решается петь, опасаясь не достичь высот его искусства.
Татьяна Клименко
Магомаев Муслим Магометович
Неповторимый баритон, высокий артистизм и душевная щедрость Муслима Магомаева покорили не одно поколение слушателей. Диапазон его возможностей необычайно широк — оперы, мюзиклы, неаполитанские песни, вокальные произведения азербайджанских и русских композиторов… С большим успехом Магомаев выступал в опере. Никто не исполнял партию Фигаро Моцарта с таким артистизмом, как он. Он стал известен в 19 лет, после выступления на молодежном фестивале в Хельсинки, а в 31 год удостоен высшей награды — звания народного артиста СССР. На протяжении многих десятилетий певец продолжает оставаться кумиром миллионов, его имя, несомненно, стало своеобразным символом нашего искусства.
Муслим Магометович Магомаев родился 17 августа 1942 года в Баку. Первый крупный успех пришел к нему в 1962 году на фестивале в Хельсинки. Спустя несколько месяцев он произвел фурор на концерте азербайджанских исполнителей в Москве. Выступление Магомаева встретили продолжительными овациями, и именно в этот день талант певца высоко оценили Екатерина Фурцева и Иван Козловский. Пресса писала: «Его великолепные вокальные данные, блистательная техника дают основание говорить, что в оперу пришел богато одаренный молодой артист».
В том же 1963-м году он собрал аншлаг в зале Московской консерватории. Помимо Баха, Генделя, Моцарта певец исполнил и эстрадные произведения. Это стало его стилем на долгие годы: первое отделение — опера, второе — эстрада. Хотя некоторые почитатели его таланта так и не смогли простить ему то, что популярные песни со временем почти вытеснили классику.
В1960-х годах он стажировался в миланском театре «Ла Скала», ездил с гастролями по Союзу со спектаклями «Тоска» и «Севильский цирюльник». И отказался от предложения войти в труппу Большого театра. 1960-е — это грандиозный успех на сцене французской «Олимпии» и «Золотая пластинка» в Каннах, первая премия в Соппоте, успешные гастроли в США. Магомаев становится «звездой» всесоюзного масштаба. Певца обожала вся страна, ему благоволили руководители страны — Хрущев, Брежнев, Андропов. Без его участия не обходился ни один «Голубой огонек».
Популярность певца не померкла и в 1990-е годы, когда экран заполонили молодые. Магомаева ценили и помнили всегда. Решение покинуть сцену он принял сам. Исключения не сделал ни ради своего 60-летия, ни ради просьб друзей и высокопоставленных знакомых. «Лучше уйти раньше, чем опоздать!» — так объяснил свое решение, хотя с голосом проблем не было. И добавил, что всю жизнь пел о любви, и ни о чем другом ему петь не хотелось. Любовью всей его жизни стала певица Тамара Синявская. Они поженились в 1973-м году — и смогли сохранить чувства на долгие годы. Супруга была с ним до самой последней минуты: утром 25 октября Муслим Магомаев скончался в своей московской квартире после продолжительной болезни.

Кумир ускользнувшего времени

Море возьми меня, в дальние дали
С парусом алым вместе с собой…
Мелодию этого пылкого признания в любви к водной стихии, написал музыкант, выросший на берегах Каспия. 17 августа 1942 года в солнечном Баку родился кумир советской публики Муслим Магомаев. Его неповторимый баритон, тёплый, текучий, как морская волна невозможно забыть.
Этот голос прекрасно звучал в операх Моцарта, Пуччини, Чайковского, но его обладатель выбрал блестящий мир эстрады. А там Магомаева встретил ошеломляющий успех.
Его носят на руках, по нему сходят с ума. «Королева красоты», «Ах эта свадьба», «Чёртово колесо» … Он кружит головы девушкам хитами Арно Бабаджаняна, проникает в каждый дом, исполняя песни в знаменитом мультсериале Бременские музыканты, музыку к которому пишет Геннадий Гладков. Зажигает публику песнями народов мира, приоткрывая форточку в «железном занавесе», которым была окружена страна.
Многотысячные стадионы, победа на фестивале в польском Сопоте, аншлаги в парижской «Олимпии». Магомаева заманивают на Запад, но он всегда возвращается, не сумев предать родину и близких.
Он вырос в семье дяди — высокого азербайджанского чиновника, старшего брата отца, погибшего на фронте Великой Отечественной. Учился музыке как многие, избравшие эту судьбу: школа при бакинской консерватории, частные уроки, музыкальное училище, Азербайджанский оперный театр, стажировка в Ла Скала. И вот уже главный театр страны-Большой — зовёт Магомаева к себе в труппу, но он не изменит песне.
Любовь его жизни царит именно в оперном мире. Роман с Тамарой Синявской складывался не просто. Гастроли, разлуки, долгие телефонные разговоры. В одно из таких расставаний мэтры нашей эстрады Александра Пахмутова и Николай Добронравов приносят Магомаеву песню, которая станет шедевром на все времена: «Ты-моя мелодия, я-твой преданный Орфей».
Тёплый, как морская волна баритон Муслима Магомаева льётся на нас с пластинок солнечным отголоском ускользнувшего времени.
Текст — Наталья Оганджанянц