Баршай Рудольф Борисович

28.09.1924 – 02.11.2010
Баршай Рудольф Борисович

Рудольф Баршай — гений с планеты Юпитер

В Советском Союзе пластинки с академической музыкой выпускались огромными тиражами. Однако винил с классикой, несмотря на низкие цены, плохо раскупался в отличие от незатейливых песенок звёзд эстрады. Девушкам за прилавками московского фирменного магазина «Мелодия» на Новом Арбате ради выполнения плана приходилось под самыми разными предлогами уговаривать людей приобретать «нетленку».
Баршай Рудольф Борисович
Брутального мужчину с военной выправкой в далёком 1973 году вынудили купить диск с шедеврами Моцарта, а в обмен пообещали помочь достать дефицитную попсу. Сделка состоялась — майор оплатил предложенный в нагрузку товар и тут же подарил его бойкой продавщице. Прелестница стала обладательницей пластинки с записью Сороковой и Двадцать четвертой симфоний великого австрийца в исполнении Московского камерного оркестра под управлением альтиста и дирижёра Рудольфа Баршая. Запись 1963 года даёт понять, что маэстро знает о Вольфганге Амадее что-то большее, чем все остальные его коллеги по цеху. Мастер не гонит оркестр вперед, каждая нота партитуры у него на вес золота. Баршай не форсирует крещендо, чтобы выбить слезу у слушателей, скрипки плетут звуковые узоры, создавая воздушную, лёгкую музыкальную ткань.
Кто же мог тогда знать, что отданная за ненадобностью пластинка Рудольфа Баршая вскоре станет настоящим раритетом. В 1977 году музыкант, лишенный возможности играть авангард и имеющий к тому моменту фактический статус «невыездного», эмигрировал в Израиль. Ранее изданные записи артиста тут же исчезли из продажи, а архиву было свыше приказано уничтожить все плёнки, где упоминается имя перебежчика и предателя Родины.
На свой страх и риск работники музыкального хранилища сберегли материальные свидетельства уникального творческого наследия Рудольфа Баршая продолжительностью более 150 часов. «Вещдоки» через несколько лет обнаружили себя на Западе.
И все же на излёте горбачёвской перестройки «Мелодия» снова выпустила ту самую пластинку, которую почти каждый день с упоением слушала наша героиня из магазина «Мелодия».
На конверте названы сочинения, указано, что играет знакомый нам камерный оркестр. Но имя его руководителя и создателя отсутствует. Возвращение Баршая в 1990 году к поклонникам в СССР получилось иезуитским. Как ни крути, заслушанная «до дыр» пластинка с Моцартом почти 20-летней давности из пустякового презента превратилась в бесценный дар.
Рудольф Баршай, блиставший на концертных площадках Европы, США, Японии, даже после развала супердержавы не спешил с посещением своей исторической родины. И все-таки в 2007 году 83-х летнему маэстро рукоплескала публика Большого зала Московской консерватории. Убелённый сединами дирижёр вышел к «Виртуозам Москвы». Снова звучала музыка Моцарта, на этот раз последняя Сорок первая симфония «Юпитер». Оркестр выдавал фирменный звук Баршая — смычковые крепко прижимали пальцы к струнам и производили вибрацию неземной красоты. Партитура трепетала, пульсировала, рвалась к звёздам, навстречу самой большой планеты солнечной системы — Юпитеру. Баршай, не давая своим подопечным вырваться из заданного темпа, виделся посланником прекрасного и далёкого объекта галактики, еще неизученного до конца.
Баршай Рудольф Борисович
Мы тоже по стечению драматических обстоятельств не много знаем о легендарном дирижёре XX столетия Рудольфе Баршае, а целое поколение меломанов нашей страны лишили возможности видеть живые концерты маэстро.
Рудольф Борисович скончался в Швейцарии через три года после своего исторического вечера в Москве. Выступление мэтра записали, и оно пополнило «золотой фонд» отечественного музыкального наследия.
Текст: Ирина Столярова

Создатель первого советского камерного оркестра

20 век — время появления и расцвета многочисленных камерных оркестров, которые заняли в мировой музыкальной жизни не меньшую роль, чем большие симфонические. Первый такой коллектив в СССР — Московский камерный оркестр, ныне Государственный академический камерный оркестр России, — был создан в 1955 году Рудольфом Борисовичем Баршаем. Баршай — человек-эпоха. За свои 86 лет долгой и яркой жизни он дружил и общался с Шостаковичем, Прокофьевым, Менухиным, Ростроповичем, выступал вместе с Рихтером, Ойстрахом, Коганом, Гилельсом, стоял у истоков знаменитого Квартета Бородина, был четырежды женат, эмигрировал, оставив многочисленное потомство, разбросанное по всему свету, и большое количество записей классической музыки. А еще он завершил два великих неоконченных музыкальных шедевра — «Искусство фуги» Баха и 10-ю симфонию Малера, совершив тем самым беспримерный творческий подвиг.
Он родился на Кубани в станице Лабинская (ныне Краснодарского края), в семье коммивояжёра-еврея из Белоруссии и дочери местного казачьего атамана, принявшего иудейскую веру. С детства осознавая в себе еврейские и русские корни, мальчик с ранних лет проявляет интерес к музыке, поет в школьном хоре. Затем он поступает в Московскую центральную музыкальную школу в класс скрипки — на фортепиано у родителей не хватило денег, а с началам войны эвакуируется в Среднюю Азию, где продолжает занятия музыкой. Вернувшись в Москву, Рудольф поступает в консерваторию и создает там студенческий квартет, с которым выступает на фронте. Острая нехватка квартетных альтистов приводит к освоению им этого нового инструмента, который и становится для него основным. На нем он играет в только что созданных квартетах — имени Бородина и имени Чайковского. Однако молодой музыкант хочет большего и занимается дирижированием у ленинградского профессора Мусина.
Завершив учебу, он создает первый в столице и стране камерный оркестр, которым руководит 22 года. Новый коллектив завоевывает огромную популярность, знакомя советских и иностранных слушателей с малоизвестной музыкой барокко и современных авторов — Шенберга, Бартока, Прокофьева, Свиридова, Локшина. Расширяя его репертуар, дирижер делает многочисленные аранжировки классических произведений, преимущественно квартетов — Бетховена, Бородина, Чайковского, Равеля, Шостаковича для своего оркестра. В его составе выдающиеся отечественные исполнители — Волконский, Богуславский, Корнеев, Афанасьев. Им аплодирует весь мир.
о со временем Баршай все явственней ощущает ограниченные рамки своих творческих возможностей и давящую атмосферу духовного застоя, царившую в брежневском СССР. В 1977 году он эмигрирует в Израиль. За границей начинается новая страница в жизни дирижера. Он работает с лучшими оркестрами мира, в том числе симфоническими — Борнмутским, Ванкуверским, Лондонским и другими. Получает почетные награды и регалии, которых не имел на родине — премию «Граммофон», Каннскую премию, звание «Почетный доктор» Саутгемптонского университета. Но самое главное — реализует гигантский труд всей своей жизни, о котором мечтал долгие годы — завершает недописанные авторами «Искусство фуги» Баха и 10-ю симфонию Малера.
С 1986 года Баршай со своей четвертой женой обосновался в живописном швейцарском городе Рамлинсбург близ Цюриха, где умер и похоронен в ноябре 2010 года.
Текст: Анатолий Лысенков