Брамс Иоганнес

Brahms Johannes

07.05.1833 – 03.04.1897
  • Германия
Брамс Иоганнес

Немецкие Страсти Иоганнеса Брамса

Немецкий композитор Иоганнес Брамс обогатил музыкальное наследие второй половины 19 века произведениями во всех жанрах за исключением оперы. Одни считают его приверженцем классических канонов великих предшественников, а другие, наоборот, новатором, продолжателем романтического направления.
Творческий путь Брамса укладывается в трёхчастную форму. Иоганнес родился в Гамбурге, где провёл первые 15 лет жизни. Здесь он занимался на фортепиано: сначала под руководством отца, а потом лучшего в городе преподавателя. «Настольными» книгами мальчика были прелюдии и фуги Баха. Оба тома Хорошо темперированного клавира он мог сыграть наизусть всегда и везде.
В программе обучения доминировали произведения венских классиков: Моцарта, Гайдна и Бетховена. Иоганнес играл их потом на концертах по всей Германии, добавляя в программы собственные сочинения. В Первой фортепианной сонате молодого автора Роберт Шуман услышит будущего композитора-симфониста.
Брамс Иоганнес
Их встреча в начале 50-х годов укрепит Иоганнеса в мысли о том, что его истинное предназначение — писать музыку. Наброски Первой Симфонии никак не укладываются в традиционное сонатное allegro. Яркие темы в итоге появляются в Первом фортепианном концерте. На премьере солировал сам автор. Огорчённый холодным приёмом в поисках душевной гармонии в начале 60-х годов Брамс отправляется в Вену. Здесь он напишет лучшие опусы: «Немецкий Реквием» с посвящением матери, «Венгерские танцы» — фортепианный цикл, так или иначе отсылающий к наследию своего главного музыкального оппонента Листа, автора сборника «Венгерские рапсодии». Наконец, основательно возьмётся за партитуру Первой симфонии, к которой подбирался без малого полтора десятка лет. Отметив 40-летие и разругавшись практически со всеми своими друзьями, Брамс отчаянно борется с внутренними демонами в новом сочинении. Выясняется, что Иоганнес, будучи последовательным противником литературного подстрочника в нотах, вдохновлялся в тот момент образом байроновского Манфреда.
Брамс Иоганнес
Скромный приём у публики не отвратил Брамса от жанра симфонии. Четвёртая по накалу страстей поднялась до уровня древнегреческих трагедий Софокла, которые композитор читал во время работы над партитурой. В пассионарном финале Брамс отказывается от сонатной формы в пользу полифонических вариаций эпохи барокко. Написав духовное завещание Баху, своему музыкальному пастырю с первых лет жизни, Брамс наконец-то убедил современников в своей гениальности.