де Витри Филипп

Vitry Philippe de

31.10.1291 – 09.06.1361
де Витри Филипп
Основатель «новой» музыки Средневековья
Он — один из крупнейших представителей европейской средневековой музыки XIV века, названной «Арс нова» в честь его одноименного научного трактата.
В развитии европейского музыкального искусства де Витри сыграл не менее важную роль, чем создатель нотной записи Гвидо Аретинский (Х век) или автор гармонической теории Рамо (XVIII век). Открытия, сделанные им, повлияли не только на музыку целого столетия, в котором он жил, но сохранили актуальность и в последующие эпохи — Ренессанса, барокко и, отчасти, классицизма, а некоторые из них находят применение и в наше время. Прежде всего, это регулярное использование в одном из голосов так называемой остинатной, неизменной мелодии — кантус фирмуса, которая многократно повторяется и как бы держит на себе всю многоголосную музыкальную конструкцию. Кроме того, это еще и свободное чередование четных и нечетных ритмических фигур — двух- и трехдольных, которые он уравнял в правах и сделал их, по сути, основой всей музыкальной ритмики. Также де Витри ввел способ обозначения ритмического размера всего музыкального произведения, что впоследствии привело к созданию тактов, отделенных между собой вертикальными чертами, которыми мы пользуемся до сих пор. Сюда же следует добавить придуманные французом штили к нотным знакам, определяющие их длительность. И вовсе уж неслыханный прием — использование в разных голосах одного и того же произведения отдельных, самостоятельных текстов — далекий провозвестник будущих оперных ансамблей. Эти и многие другие новации, найденные Филиппом де Витри, делают его одной из величайших фигур в истории музыки.
От Витри нас отделяет гигантская временна́я пропасть длиной в 7 столетий, поэтому многое о нем мы знаем очень приблизительно, начиная уже с места его рождения. Судя по фамилии, он родом из одноименного города, название которого происходит от искаженного латинского слова Виктория, то есть Победа. А таких в северной Франции, входившей в Священную Римскую империю, не меньше десятка. Так что речь, скорее всего, идет о Витри-ан-Артуа, что в 180 километрах к северо-востоку от Парижа, хотя есть и другие варианты. Кстати, многих известных людей прошлого часто называли с указанием их родной местности, например — того же Гвидо из Ареццо, или Джованни да Палестрину, не говоря уже об Эразме Роттердамском, Франциске Ассизском и Леонардо да Винчи.
Витри получил блестящее общее образование, в том числе и музыкальное, в Парижском университете, где ему присвоили степень магистра искусств. Но он также обучался там и теологии, что позволило ему в дальнейшем общаться не только с представителями власти — герцогами и королями, но и с папским двором, находившимся тогда не в Ватикане, а во французском Авиньоне. В конце жизни он даже принял сан епископа. Таким образом, он всю жизнь совмещал светскую и духовную деятельность, которая была чрезвычайно разнообразна и охватывала широчайший круг проблем.
Так, он сам пишет стихи для своих музыкальных произведений, которые высоко ценил его друг и коллега, итальянский поэт Петрарка, с которым они познакомились в Авиньоне, при дворе папы Климента VI. Там же, кстати, великий итальянец встретил и свою музу — прекрасную Лауру, которую воспел в замечательных канцонах и сонетах. Но главным увлечением Витри все же является музыка. Он не только сочиняет различные вокальные произведения, в основном мотеты, но и посвящает ей научно-теоретические труды, важнейший из которых — трактат «Арс нова» («Новое искусство»), написанный им в возрасте тридацати лет. Эта капитальная работа молодого автора, поражающая энциклопедической широтой охваченных тем и обилием исторических прозрений, внесла огромный вклад в развитие европейской музыки на много лет вперед и дала название целой культурной эпохе. И хотя многие из высказанных там идей имеются и в других документальных источниках, тем не менее именно творчество де Витри стало символом и олицетворением своего времени, одной из кульминаций в развитии европейского музыкального искусства позднего Средневековья. Его открытия нашли продолжение в творениях последователей — Гильома де Машо из Франции, Франческо Ландини из Италии и многих других европейских композиторов XIV–XV веков.
Текст — Анатолий Лысенков