
Скрипичный колдун
Имя Никколо Паганини было окружено таинственностью, чему он сам же и содействовал. Скрипач рассказывал о каких-то необычайных секретах своей игры, которые он обнародует по окончании своей карьеры. Даже тем, кто считал, что его слава лучшего скрипача в мире раздута, приходилось смиряться, когда им доводилось слышать его игру.
Первое выступление Никколо Паганини состоялось в 11 лет. Концерт вундеркинда, исполнявшего свои вариации известных произведений, потряс публику. У мальчика появились фанаты и знатные покровители.
Его искусство приводило современников в изумление, им восхищались Лист, Шопен, Берлиоз, Теофиль Готье; экзальтированные дамы мгновенно влюблялись в него и падали в его объятия; а фанатичные церковники считали Паганини исчадием ада и не хотели его оставить в покое даже после смерти.
На концертах Паганини устраивал настоящее шоу. Каждый номер и выход он продумывал до мельчайших деталей, научился имитировать гитару, флейту, трубы и валторны и мог заменить собой оркестр. Влюбленная публика прозвала его «Южным колдуном».
Маэстро мог исполнять произведения не прерываясь, даже струны на скрипке лопались прямо во время концерта. А ко дню рождения императора Паганини написал для одной струны (соль) сонату «Наполеон».
Незадолго до смерти Паганини раскрыл секрет: он заключается в полном духовном слиянии с инструментом: «Надо смотреть и ощущать мир через инструмент, хранить воспоминания в грифе, самому становиться струнами и смычком» — пишет скрипач.
Газеты часто печатали сообщения о смерти Паганини. Началось всё со случайной ошибки, но журналисты вошли во вкус — ведь газеты с опровержением расходились двойным и тройным тиражами, а популярность скрипача из-за этого только росла. Когда Паганини скончался в Ницце, газеты привычно напечатали его некролог с припиской: «Надеемся, что скоро, как обычно, опубликуем опровержение».
Свою любимую скрипку работы Гварнери виртуоз завещал родному городу, Генуе (маэстро не хотел, чтобы на ней кто-то играл после его смерти). Позже инструмент получил имя «Вдова Паганини». Также в коллекции скрипок Никколо были работы Страдивари и Амати.