Свиридов Георгий Васильевич

Sviridov Georgy

16.12.1915 – 06.01.1998
Свиридов Георгий Васильевич
Всеобщую известность ему принесла, прежде всего, вокально-хоровая музыка, которую он поднял на один уровень с оперно-симфонической и соединил с богатыми традициями отечественной песенной культуры.
Он видел в музыке, в первую очередь, воплощение высокого этического начала, способ раскрытия огромных духовных и нравственных богатств человека и всего народа. Поэтому она должна быть неразрывна со словом как главным носителем этих человеческих и национальных ценностей и опираться на многовековые традиции народного искусства, в частности, песенно-музыкального. Именно эти черты стали основой его творчества, ведущее место в котором занимают произведения для хора и отдельных голосов на религиозные, народные тексты и стихи крупнейших поэтов, с использованием приемов и элементов народного пения — отдельных попевок, оборотов, ладов, ритмов. Такой избирательный и в то же время разносторонний подход к фольклору присущ не только Свиридову, но и другим представителям «новой фольклорной волны» 50-60-х годов прошлого века — Щедрину, Гаврилину, Слонимскому, которых можно сравнить с авторами так называемой «деревенской прозы» того же периода — Абрамовым, Беловым, Астафьевым, Распутиным.
Свиридов Георгий Васильевич
Свою родословную он ведет с русского Черноземья — города Фатеж Курской области, расположенного между Курском и Орлом, на той самой дуге, где было самое грандиозное сражение Великой Отечественной войны. Уже после ее окончания Свиридов напишет мемориальное произведение для музея, посвященного этой битве. Земля, на которой он вырос, всегда славилась особыми звонкими голосами. Курскими соловьями называли родившихся здесь — знаменитую певицу Плевицкую и известного тенора Суржикова. Но сегодня это высокое звание неотделимо от Свиридова, хотя он и не был певцом. В 4 года мальчик лишается отца, погибшего во время Гражданской войны, а вскоре умирает его младший брат. И такие удары будут преследовать композитора всю жизнь — ему придется пережить обоих своих сыновей. Но музыка навсегда останется его путеводной звездой, поможет выстоять во всех испытаниях. В 14 лет талантливый юноша поступает в Ленинградский музыкальный техникум, а затем в консерваторию, где занимается у самого Шостаковича, в классе которого пишет симфонию, концерт и другие подобные работы, близкие по духу учителю. Но уже тогда его привлекает вокальная музыка. Первый же цикл романсов на стихи Пушкина приносит 19-летнему автору успех, входит в репертуар Лемешева, Пирогова и других советских певцов. А такое же произведение на стихи поэта Прокофьева педагог категорически не принимает, вынудив студента уйти с последнего курса консерватории.
Подобная ситуация между ними повторится через 20 лет, когда Шостакович не одобрит обращение Свиридова в «Патетической оратории» к поэзии Маяковского, который вообще считался немузыкальным поэтом, хотя сам Шостакович в свое время писал музыку к его пьесе «Баня». Тем не менее Свиридову удалось раскрыть звучание стихов «глашатая революции», их набатную гимническую силу и удостоиться за это произведение высшей награды государства — Ленинской премии. Важнейшими событиями музыкальной жизни также стали такие сочинения композитора кантатно-ораториального жанра, как поэма «Памяти Есенина», «Пушкинский венок», «Песни безвременья» на слова Блока и другие. Особенно выделяются среди них «Курские песни», где Свиридов блестяще раскрывает своеобразие народных мелодий своего родного края. Во многом благодаря ему в стране возникло много новых хоров — любительских и профессиональных, в частности Камерный хор Минина. Не меньшее значение имеют и его прекрасные романсы и песни на стихи разных поэтов — от Пушкина и Лермонтова до Бернса и Исаакяна в замечательном исполнении Ведерникова, Нестеренко, Образцовой, Хворостовского, которые посвящают его вокальной музыке целые сольные концерты, почти всегда сопровождаемые аншлагом.
При всей своей любви к пению, Свиридов не забывает и другие музыкальные жанры — инструментальный, симфонический, камерный, пишет для кино. Его музыка к фильму «Метель» по повести Пушкина получает огромную популярность и часто исполняется отдельно, в виде оркестровой сюиты. Особенно любимы публикой Вальс и Романс из этого произведения. А энергичная маршевая тема из картины «Время, вперед!» стала заставкой к главной программе новостей на советском телевидении звучала на открытии Зимней Олимпиады в Сочи.
Композитор пользовался большим уважением и авторитетом как среди коллег, так и государственных органов за принципиальность, верность своим эстетическим взглядам и художественным идеалам. В конце жизни он обращается к духовной музыке и создает «Песнопения и молитвы» для хора на тексты псалмов Давида, ставшие его творческим завещанием. Свиридов умер через несколько дней после своего 82-летия и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище, где покоится и его учитель Шостакович, с которым он давно помирился и которого высоко ценил, несмотря на все разногласия между ними.
Текст — Анатолий Лысенков.