Сен-Санс Камиль
Saint-Saëns Camille
09.10.1835 – 16.12.1921

Камиль Сен-Санс — французский композитор, пианист и органист, чьё творчество стало золотым мостом между классической традицией и музыкальным модерном. Родился в Париже, в семье чиновника, умершего через три месяца после рождения сына. Воспитываемый матерью и тёткой, мальчик проявил необычайные музыкальные способности: в два с половиной года он уже подбирал мелодии на фортепиано, а в три года сочинил свою первую пьесу.
«Музыка для меня — это воздух, которым я дышу», — говорил Сен-Санс. Его дебют в зале Плейель в 1846 году, где десятилетний вундеркинд исполнил Третий фортепианный концерт Бетховена и несколько собственных сочинений, потряс парижскую публику. Поступив в Парижскую консерваторию в 13 лет, он поражал педагогов феноменальной музыкальной памятью — мог сыграть наизусть все симфонии Бетховена и все прелюдии Баха.
Сен-Санс создал обширное музыкальное наследие, отмеченное виртуозным мастерством и ясностью формы. Вершиной его оперного творчества стала «Самсон и Далила» (1877), где библейский сюжет обрёл утончённое французское звучание. Ария Далилы «Mon coeur s’ouvre à ta voix» до сих пор остаётся одной из самых исполняемых в мировом оперном репертуаре.
Особое место занимает «Карнавал животных» (1886) — остроумная музыкальная сюита, где композитор с неподражаемым юмором изобразил различных животных. Ирония и лёгкость этой музыки настолько контрастировали с его серьёзным имиджем, что Сен-Санс запретил публичное исполнение произведения при жизни.
Симфоническая поэма «Пляска смерти» (1874) демонстрирует новаторский подход композитора к оркестровке. Использование ксилофона для изображения стука костей и скрипичных флажолетов создаёт неповторимую зловещую атмосферу. Его концерты для различных инструментов стали эталоном французского стиля.
Современники называли Сен-Санса «французским Мендельсоном» за ясность стиля и совершенство формы. Его музыка, сочетающая классическую стройность с романтической экспрессией, оказала влияние на Дебюсси, Равеля и Стравинского. «Он научил нас, что традиция — не цепь, а крылья», — говорил Морис Равель.
Как исполнитель Сен-Санс прославился не только виртуозной игрой на фортепиано, но и как выдающийся органист. В течение двадцати лет он служил органистом в церкви Мадлен, где его воскресные импровизации собирали толпы ценителей. Ференц Лист, услышав его игру, воскликнул: «Это величайший органист мира!»
Необычайно разносторонний человек, Сен-Санс увлекался астрономией, археологией и ботаникой. Он прекрасно рисовал, писал философские трактаты и пьесы. Его путешествия по Азии и Африке нашли отражение в «Алжирской сюите» и Пятом фортепианном концерте «Египетском».
Французский гений умер в Алжире, работая до последних дней над новой оперой. «Я хочу умереть за роялем, как солдат умирает с оружием в руках», — говорил он. Его наследие, сочетающее французскую элегантность с универсальным языком музыки, продолжает восхищать слушателей по всему миру