Шварцберг Дора

Schwarzberg Dora

род. 27.03.1946
  • Россия
  • Австрия

«Скрипичная Айседора»

Трудно сказать, как хорошо она танцует, но на скрипке играет, безусловно, не менее выразительно и вдохновенно, чем летала по балетной сцене ее великая американская тезка.
Шварцберг Дора
Вряд ли ее родители, встретившиеся в Ташкенте сразу после войны, куда они попали во время эвакуации, назвали свою дочь в честь жены Есенина, да и сама девушка впоследствии отказалась от своего полного имени, оставив от него лишь последние два слога. Тем не менее, она тоже связала свою жизнь с искусством и уже много лет несет людям радость и тепло своего огромного музыкального таланта. При этом она совершенно не похожа на большинство своих коллег-скрипачек, которые, как правило, всегда выглядят стройными, легкими и подтянутыми, как те же балерины. Она же, наоборот, обладает пышной комплекцией, густой шевелюрой рыжих волос, большими зелеными глазами и носит широкие свободные костюмы ярких цветов, среди которых непременно присутствует красный. Но стоит ей начать играть, как все это мгновенно исчезает куда-то далеко, за пределы сцены, и перед нами остаются только сочный, упоенный звук ее скрипки (кстати — всегда одного из великих мастеров) и неповторимые чувства и эмоции, которые он рождает.
Несмотря на свое «среднеазиатское» детство, Дора — типичный представитель одесской скрипичной школы, неразрывно связанной с именем своего основателя Петра Столярского, который воспитал таких выдающихся исполнителей, как Ойстрах, Фурер, Гольдштейн и многих других. Не случайно, ее тоже часто считают коренной одесситкой, что совсем не так. Самого Петра Соломоновича она уже не застала в живых (он умер за 2 года до ее рождения), но зато занималась у его ученика и духовного наследника Вениамина Мордковича, продолжившего дело своего учителя. Далее следует Московская консерватория, где она попадает к знаменитому профессору Янкелевичу. В те же студенческие годы Дора становится лауреатом двух зарубежных конкурсов — имени Паганини в Генуе (1969, 4 место) и ARD в Мюнхене (1971, 2 место), принесших ей известность и в СССР, и на Западе, чем она не преминула воспользоваться. Когда разразилась вторая арабо-израильская война, скрипачка, как и многие советские музыканты, и не только еврейской национальности, эмигрирует за рубеж, где и проживает по сей день.
Подобно большинству наших эмигрантов, ей в первые годы на чужбине приходится браться за любую работу, непрерывно. Но природный оптимизм и вера в свое призвание помогают ей выстоять. Уже через 3 года она наконец завоевывает 1-ю премию на международном конкурсе — имени Карла Флеша в Лондоне, где ее незаурядный талант отмечает сам председатель жюри Иегуди Менухин. Вскоре скрипачка переезжает в Америку, где знакомится с другой мировой звездой, Исааком Стерном, подарившим ей одну из своих скрипок XVIII века работы Гваданини, ученика Страдивари. За океаном благополучно складывается и личная жизнь артистки, вышедшей замуж за уроженца Одессы Ивана Романова. У них рождается дочь Нора, ставшая известной альтисткой. Теперь ее мать гастролирует по всему миру, ведет мастер-классы, выступает со многими крупными оркестрами, солистами и дирижерами, в том числе с Ростроповичем, Афанасьевым, Аргерих, Ангеличем и другими. Она также преподает в Венском университете музыки и в музыкальной академии Бухман-Мета в Тель-Авиве, открывает и воспитывает молодые таланты, среди которых виолончелист Хорхе Боссо, скрипачка Патрисия Копачинская и многие другие.
В конце перестройки Дора, после 13-летнего перерыва, начинает посещать свою советскую родину, где ее встречают с огромным энтузиазмом. Она выступает не только в Москве и Петербурге, но и в других городах — от Петрозаводска и Одессы до Норильска и Иркутска. Среди ее многочисленных поклонников как обычные меломаны, так и знаменитые артисты, писатели, поэты. Михаил Жванецкий так сказал о ней — «Люблю Дорочку за то, что её можно обнять практически из любого угла комнаты». Замечательная скрипачка, увы, не удостоена высоких государственных наград и званий — она «всего лишь» заслуженный артист Республики Карелия и «Каюр III степени» за езду на собачьих упряжках в Сибири. Но своим глубоким и вдохновенным искусством она покорила сердца миллионов слушателей во всем мире.
Текст — Анатолий Лысенков.