Ферреро Вилли

Ferrero Willy

21.05.1906 – 23.03.1954
Ферреро Вилли
Легко ли в семь лет дирижировать симфоническим оркестром и не растерять со временем талант? Легко, если это Ферреро Вилли.
Ферреро Вилли — явление уникальное. Уже в семь лет мальчик стоял за дирижерским пультом симфонического оркестра Филадельфии. Дебют юного дарования состоялся в неаполитанском «TeatroAugusteo», звучала Первая симфония Бетховена. За дирижёрскую палочку Вилли взялся ещё до того, как узнал ноты и научился складывать буквы в слова. Родители, артисты цирка, стремление сына всячески поддерживали. Ореол гениальности создавала не только восторженная публика: каждый раз как юный Вилли ложился спать, мама и папа ему аплодировали.
Ферреро Вилли
В 1914 году Вилли Ферреро посетил Россию. Журнал «Искра» недоумевал: «В Петербурге выступил в концерте в качестве дирижера 8-летний итальянец Вилли Ферреро. Он дирижировал оркестром графа Шереметева. Без партитуры, вооружённый лишь маленькой палочкой, этот 8-летний мальчик передавал тончайшие нюансы симфонии. Ученые психиатры в недоумении перед этим чудом. Итальянские профессора и психиатры признали Вилли Ферреро феноменальным ребенком с ненормально развитой для его возраста психикой, чем и объясняются его исключительные музыкальные способности. Он легко усваивает труднейшие произведения таких композиторов, как Бетховен, Берлиоз, Вагнер, Гуно, Григ и т. д.».
Писали, что мальчик, словно волшебник, управляет не только музыкантами, но и эмоциями публики. В восторге была и царская семья: император Николай II наградил Вилли золотыми часами с жемчугом и бриллиантами. Русский музыкальный критик Вячеслав Каратыгин так отзывался о Ферреро: «Редко и взрослый бывает таким требовательным руководителем музыкантов, как этот мальчик. Управлял он оркестром уверенно и строго. На лице — сосредоточенность, движения рук точны, изящны и выразительны. А глаза, эти детские глаза, вдруг грозно — да, грозно! — блеснут в сторону оркестранта, допустившего еле уловимую ошибку, а для публики — и вовсе незаметную».
Однако не все придерживались столь позитивного мнения. «Мальчика эксплуатируют» — так считали крупнейшие русские музыканты того времени: Александр Зилоти, Александр Глазунов, Леопольд Ауэр и психолог Владимир Бехтерев. Ходили слухи, что ребёнка вовсе нет, а играет карлик в детском костюмчике, либо настоящий дирижёр руководит музыкантами скрытно. Над сплетнями в рассказе «Публика» иронизировал Аркадий Аверченко. Но время расставило всё на свои места. Талантливые выступления не были мимолётным успехом «Маленького принца», но стали твёрдой почвой для дальнейшей карьеры.
Ферреро Вилли
Ферреро Вилли в восемнадцать лет оканчивает Венскую академию музыки, после чего переезжает в Милан. Выступает как оперный и симфонический дирижёр во многих театрах Европы. Репертуар Ферреро широк: Берлиоз, Бетховен, Брамс, Вагнер, Дебюсси, Мендельсон, Сибелиус, Сен-Санс, Равель и многие другие композиторы. Звучит в исполнении маэстро и русская музыка: Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Лядов, Бородин и Глазунов. Уже будучи зрелым музыкантом, Вилли несколько раз посетит СССР: в 1936, 1951 и 1952 годах. Публика всякий раз воодушевлённо встречала артиста. Ферреро выступал и записывался с лучшими советскими оркестрами, среди которых Госоркестр СССР.
«Услышать» Ферреро Вилли можно также в классике итальянского и голливудского кино. К примеру, дирижёр записывал музыку для лент «Земля дрожит» Лукино Висконти, «Похитители велосипедов» Витторио де Сики, «Отелло» Орсона Уэллса.
Никита Курочко