![Клайберн Вэн](https://img.orpheus.ru/Hh2D4b3KkgU0-2H6jI9G6eVfEYqyx1M8gb_d4dZnKzM/resize:fill:514:514:1:0/crop:930:930:nowe:235:0/bG9jYWw6Ly8vaS8xMDAvNTYwL2Q4NTc1N2MzLmpwZw==.jpg)
Символ музыкальной оттепели
Его триумф на первом конкурсе имени Чайковского в 1958 году оказался прорывом не только в музыкальном искусстве, но и в политике того времени, подобно первому спутнику Земли и полету Гагарина. А сам он стал символом сближения двух сверхдержав — СССР и США и олицетворением оттепели в международных отношениях, наряду с Московским молодежным фестивалем и американской выставкой в Сокольниках.
![Клайберн Вэн](https://img.orpheus.ru/mQH9aBfe7SOp_82HFzRUC-rTo8c1ESCH6hjVXL-1IGk/resize:fit:1440:1440:0:0/bG9jYWw6Ly8vaS8xNDcvOC8zNWJmMmRiZi5qcGc=.jpg)
Харви Лейвен Кли́берн (таково его настоящее имя) с детства был погружен в мир музыки. Его мать-пианистка начала учить его игре на рояле с 3 лет, когда он, еще не зная нот, по слуху подбирал знакомые мелодии. Неизгладимое впечатление на него оказало выступление Рахманинова, давшего незадолго до своей смерти концерт в родном городе мальчика Шривпорт, штат Луизиана. С тех пор русский композитор становится его кумиром на всю жизнь, что блестяще подтвердилось через много лет на конкурсе в Москве. Их дальнейшему сближению способствует и поступление юноши в знаменитую Джульярдскую школу Нью-Йорка к известному педагогу Розине Левиной, соученице Рахманинова по Московской консерватории. Именно благодаря ей он постигает особенности русской исполнительской школы, которой присущи искренность, проникновенность, лиризм, ставшие неотъемлемыми чертами его собственного фортепианного стиля.
![Клайберн Вэн](https://img.orpheus.ru/8QomQfWMfdSHBYC8kZkL4whOrOkJjELqdWxvHKnJS44/resize:fit:1440:1440:0:0/bG9jYWw6Ly8vaS8xNDcvNC9hMTQ1NTdlOS5qcGc=.jpg)
Все эти качества, помноженные на обаятельность и харизму самого пианиста, с его рыжими курчавыми волосами, прозрачно-голубыми глазами и длинными, как крылья, руками, помогают ему очаровать публику и жюри I международного конкурса имени Чайковского, руководство которого далеко не сразу решается отдать американцу пальму первенства, а лишь под давлением зрителей и при негласной отмашке советских властей. На родине, в США, его встречают как национального героя, осыпают почестями, контрактами и наградами. Его записи концертов Чайковского и Рахманинова продаются миллионными тиражами и становятся «платиновыми», чего никогда ранее не было у классических музыкантов. А в городе Форт-Уэрт, штат Техас, учреждается фортепианный конкурс имени Клиберна.
![Клайберн Вэн](https://img.orpheus.ru/hrJ59ocNEuFxVpQPCYR4xdf91Qshxdo48fJF9RlD5ew/resize:fit:1440:1440:0:0/bG9jYWw6Ly8vaS8xNDcvNS9mMWUzNjhhYS5qcGc=.jpg)
После почти 20 лет непрерывных гастролей, в том числе и в СССР, пианист, дававший по 150 концертов в год, постепенно снижает исполнительскую деятельность, занимается благотворительностью, дирижированием, композиторством. Но слава его навсегда остается связанной с его небывалым московским триумфом, о котором упоминается даже во многих российских и советских кинофильмах — «Операция Ы», «Пять вечеров», «Москва слезам не верит», и других. Незадолго до своей кончины Ван Клиберн вновь побывал в нашей стране, возглавив жюри 14 конкурса имени Чайковского. Именно тогда с ним довелось пообщаться ряду сотрудников радио «Орфей», в том числе и ведущей Ирине Тушинцевой, которой он дал эксклюзивное интервью.
![Клайберн Вэн](https://img.orpheus.ru/WaYhzeNzp4pKWtpim2brd-uozEXZX1AfIuvMuvwEmag/resize:fit:1440:1440:0:0/bG9jYWw6Ly8vaS8xNDcvNi81ZWRhY2ExMS5qcGc=.jpg)
Текст: Анатолий Лысенков.