
Основоположник хитов популярной музыки XX века
Он мог стать потомственным виноторговцем, однако выбрал судьбу музыканта: написал множество токкат, фуг и магнификатов. Но мир узнал его имя всего лишь благодаря одному-единственному незатейливому канону — Канону ре мажор, взорвавшему мир популярной музыки во второй половине XX века.
Иоганн Кристоф Пахельбель родился 1 сентября 1653 года в Нюрнберге в семье виноторговца. Начальное музыкальное образование получил в родном городе, затем совершенствовался в Вене у Иоганна Каспара Керля, где познакомился с итальянской музыкальной традицией.
Профессиональная деятельность Пахельбеля началась в 1673 году с должности органиста в Вене. Наибольший творческий расцвет пришёлся на эрфуртский период (1678-1690), где он служил церковным органистом и познакомился с семьёй Бахов. Именно здесь он создал большинство своих органных сочинений и стал учителем старшего брата Иоганна Себастьяна Баха.
Главным наследием композитора стали цикл из 95 хоральных прелюдий для органа, «Канон и жига ре мажор» — произведение, ставшее визитной карточкой эпохи барокко, клавирный сборник «Hexachordum Apollinis» с шестью ариями и вариациями, а также многочисленные токкаты, фуги и магнификаты.
Особенность стиля Пахельбеля — мастерское сочетание строгой полифонической техники с ясной гармонической структурой. Его органные произведения отличаются развитой вариационной формой и богатством регистровых сочетаний.
В последние годы жизни Пахельбель вернулся в Нюрнберг, где занимал должность органиста церкви Святого Себальда. Здесь он завершил формирование южнонемецкой органной школы, оказав влияние на целое поколение музыкантов.
Хотя при жизни Пахельбель был известен преимущественно как исполнитель и педагог, сегодня его творчество переживает второе рождение. Обнаруженная в XX веке рукопись «Канона ре мажор» вернула интерес к наследию композитора. Эта простая, но совершенная музыкальная конструкция — цепочка повторяющихся аккордов с импровизируемой мелодией — оказалась идеальной основой для массовой культуры.
В 1968 году французский дирижёр Жан-Франсуа Пайяр записал канон с своим оркестром, и композиция возглавила классические чарты. Затем последовала волна адаптаций: греческая рок-группа «Aphrodite’s Child» использовала её в хите «Rain and Tears», а впоследствии мотив Пахельбеля появлялся в танго Астора Пьяццоллы и даже в музыке, звучащей после боя курантов на Новый год.
Как отмечают исследователи, значение Пахельбеля для развития немецкой музыки трудно переоценить — его произведения стали важным связующим звеном между традициями раннего барокко и творчеством Иоганна Себастьяна Баха. А его канон доказал, что настоящая музыка способна преодолевать не только границы стран, но и столетий.