
Поэт женской души
Он мог часами слушать, как на фабрике его отца стучат молоты, и это научило его творить в любом шуме. Позже он вспоминал: «Я родился под аккомпанемент железных молотов. Мои первые шаги в музыке не сопровождались более мелодичным звучанием». Возможно, именно этот промышленный ритм подарил ему ту невероятную работоспособность, которая позволила создать 36 опер, — но в его музыке не осталось и следа от заводского грохота. Вместо него — изысканная инструментовка, ариозно-декламационный стиль и мелодии, которые, по словам современников, «узнаёшь среди тысяч».
Жюль Массне родился 12 мая 1842 года в семье промышленника. Его мать, талантливая пианистка, стала его первым учителем. В девять лет он поступил в Парижскую консерваторию. В 21 год получил Римскую премию за кантату «Давид Риццио», а в 1867 году в Париже была исполнена его первая опера «Двоюродная бабушка».
Центральное место в операх Массне занимали женские образы. Недаром его называли «поэтом женской души» — он словно обобщал черты своих современниц, создавая психологически тонкие и эмоционально насыщенные характеры. Его оперы «Дон Сезар де Басан» и «Царь Лахорский» имели огромный успех на парижской сцене, а ведущие дирижеры того времени исполняли его увертюры и сюиты.
В 1873 году была поставлена античная поэма Леконта де Лиля «Эринии», успеху которой во многом способствовала музыка Массне, включая знаменитую «Элегию». В том же году с Полиной Виардо-Гарсиа в заглавной роли была исполнена его оратория «Мария Магдалина».
После Шарля Гуно Массне стал самым популярным композитором французской лирической оперы. При жизни он пользовался во Франции большим авторитетом и уважением. В 1878 году возглавил класс композиции в Парижской консерватории, воспитав таких музыкантов, как Густав Шарпантье.
Расцвет его творчества пришёлся на 1880-е годы: опера «Манон» установила новый стандарт французской лирической оперы, а «Вертер» привнёс психологическую глубину в оперные характеры. Среди его 36 опер — «Таис» со знаменитым «Размышлением» для скрипки. В последние годы жизни работал над оперой «Дон Кихот» для Фёдора Шаляпина.
Его музыка вызывала споры: Клод Дебюсси называл его «кондитером», а Пётр Чайковский признавался: «Ах, как тошен Massenet!!! И что всего досаднее, так это то, что в этой тошноте что-то родственное с собою чувствую». Но именно это «родственное» чувство заставляло слушателей возвращаться к его операм снова и снова. Как точно заметил Франсис Пуленк: «В сердце каждого французского музыканта есть немного Массне».