
Эрнест Мартинес Искьердо — испанский дирижёр, соединяющий академическую традицию с авангардным поиском. Родился в Барселоне. Ныне Мартинес Искьердо — почётный дирижёр Симфонического оркестра Наварры и главный приглашённый дирижёр ансамбля Barcelona 216, который основал в 1985 году для исполнения современной музыки.
Учился Мартинес Искьердо в Барселоне и Париже. В 1988 году стал ассистентом дирижёра Испанского национального оркестра, а год спустя Пьер Булез пригласил его на ту же должность в ансамбль Intercontemporain. 16 лет маэстро возглавлял Симфонический оркестр Наварры(открывается в новом окне), а затем Симфонический оркестр Барселоны и Национальный оркестр Каталонии(открывается в новом окне).
Дирижировал ведущими оркестрами Европы, Азии и Америки. Среди оперных постановок — «Адриана Матер» Кайи Саариахо (режиссёр Питер Селларс), «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Кармина Бурана» Орфа, «Любовь издалека» Саариахо (режиссёр Робер Лепаж). В 2018 году дирижировал оперой Саариахо «Only the Sound Remains» (Остаётся только звук) в Парижской опере.
Записывался на ведущих европейских лейблах. Лауреат многих премий, член Королевской каталонской академии изящных искусств.
«Музыка — это музыка, будь она XVIII века или только что сочинённая, — говорит Искьердо. — Мы должны избегать гетто, смешиваться, открываться для всех слушателей». Этот принцип определяет его подход к программированию концертов, где сочинения Баха могут соседствовать с спектральными экспериментами Жерара Гризея.
Особые отношения связывают дирижёра с композитором Кайей Саариахо — он исполнил почти все её оркестровые и оперные произведения за 27 лет сотрудничества. «Её музыка стала для меня настолько своей, словно вышла из меня самого», — признаётся Эрнест Мартинес Искьердо.
В последние годы маэстро преподаёт Высшей школы музыки Каталонии современную дирижёрскую технику, подчёркивая: «В современной музыке дирижёр должен быть геометром — музыканты не имеют слуховых ориентиров и ждут точных жестов». Своей миссией Мартинес Искьердо считает подготовку нового поколения исполнителей к вызовам музыки XXI века, где партитура требует не вдохновения, но точности, и где каждая пауза звучит громче ноты.