
«Для меня музыка — это не спорт, где нужно побеждать, а язык, на котором можно говорить с душой» — эта мысль стала творческим кредо Яна Лисецкого. Она же определила необычный путь канадского пианиста, бросившего вызов традиционным представлениям о вундеркиндах.
Ян родился в Калгари в семье польских эмигрантов. В пять лет начал заниматься на фортепиано, а в девять уже дебютировал с оркестром. Никогда не участвовал в крупных международных конкурсах, сделав ставку на качество репертуара и глубину интерпретаций.
Выступление тринадцатилетнего пианиста в Варшаве на фестивале «Шопен и его Европа» со Вторым концертом Шопена в ансамбле с оркестром Синфония Варсовия произвело эффект разорвавшейся бомбы — критики наперебой восхищались юным талантом и говорили о «зрелости, невероятной для подростка». Запись этого концерта принесла Яну первую международную премию Diapason d’Or Découverte.
В пятнадцать лет пианист подписал эксклюзивный контракт с Deutsche Grammophon, став одним из самых молодых артистов в истории лейбла. Его дебютный альбом с концертами Моцарта номинировали на премию Джуно, но настоящую славу принесли записи Шопена. Этюды и ноктюрны в исполнении Яна критики называют «откровением — без показной виртуозности, но с пронзительной поэзией».
Особое место в карьере музыканта занял поистине уникальный случай 2013 года, когда по стечению обстоятельств Ян в последний момент заменил Марту Аргерих, исполнив с Оркестром Моцарта под управлением Клаудио Аббадо Четвёртый концерт Бетховена.
Помимо сольной карьеры, Лисецкий занимается камерной музыкой. Альбом песен Бетховена с баритоном Маттиасом Гёрне критики назвали «диалогом равных — где фортепиано не аккомпанирует, а ведёт философский спор».
С 2012 года артист является послом ЮНИСЕФ в Канаде, используя свою известность для поддержки образовательных программ. «Музыка должна менять мир к лучшему, а не просто украшать его», — убеждён пианист.
В 2013 пианист получил Gramophone Young Artist of the Year и Leonard Bernstein Award.
В 2019 году Ян записал все концерты Мендельсона, сознательно выбрав масштабный проект, требующий глубины интерпретации, а не популярный репертуар.