![Менгельберг Виллем](https://img.orpheus.ru/kappwlNBKPqCikw__9tp0vnHEhmCKvn2Xbhp67JXQaY/resize:fill:514:514:1:0/crop:244:244:nowe:4:7/bG9jYWw6Ly8vaS8xNjAvMjgvNjkwNjgwMTcuanBn.jpg)
Он возглавлял амстердамский Концертгебау целых полвека — так долго не руководил одним оркестром никто из музыкантов. Но, увы, итог его продолжительной работы оказался совсем не радужным.
![Менгельберг Виллем](https://img.orpheus.ru/O3MvP7PgSmdihUxZns49Esg-LQWIprRP02wpsu7SV20/resize:fit:1440:1440:0:0/bG9jYWw6Ly8vaS8xNTEvNjYvYjQwZTQ1OTMuanBn.jpg)
Он встал во главе первого, недавно созданного национального симфонического коллектива, совсем молодым, 24-летним музыкантом и вскоре сделал его одним из лучших в Европе, не уступающим по уровню исполнения оркестрам из ведущих музыкальных столиц мира — Вены, Лондона, Берлина, Парижа. Кстати, столь высокий статус он сохраняет и по сей день, выбирая в свои руководители только самых прославленных и признанных маэстро. Менгельберг оставался его худруком на протяжении рекордных 50-ти лет, несмотря даже на временное расставание с ним ради руководства другими коллективами. И пока еще никто из его коллег не смог не то что превзойти, но хотя бы повторить такое уникальное достижение. Единственный, кто может это сделать в обозримом будущем — наш Владимир Федосеев, стоящий за пультом БСО уже 47 лет. А вот побить свой же рекорд мог и сам дирижер. К концу расставания с Концертгебау 74-летний маэстро был в самом расцвете сил и здоровья, и, казалось бы, ничто не мешало продолжению его блестящей артистической карьеры. Но тут сыграли роль совсем другие, не художественные, а исторические и политические факторы, поставившие крест на его дальнейшей музыкальной деятельности. В 1945 году он был обвинен в сотрудничестве с нацистами и лишился возможности работать дальше, что и свело его, в итоге, в могилу.
Менгельберг родился в голландском Утрехте, куда его родители-немцы приехали работать. Его отец, потомственный скульптор и художник, оформлявший в родном Кельне интерьеры знаменитого собора Св. Петра, одного из самых высоких в мире, получает аналогичный заказ в Нидерландах. Из 16-ти его детей 4-й ребенок с детства проявляет интерес к музыке и занимается с местными педагогами по скрипке, фортепиано и композиции. В 17 лет юноша возвращается на родину своего отца, где поступает в Кельнскую консерваторию, которую оканчивает с 1-й премией по всем основным предметам, включая дирижирование, и сразу же получает предложение стать музыкальным директором и педагогом в швейцарском Люцерне. С тех пор «альпийская республика» становится постоянным местом его отдыха, а позже — и последним пристанищем. Добившись здесь заметных успехов, молодой маэстро идет на повышение — становится руководителем созданного несколько лет назад в столице Нидерландов оркестра Концертгебау, что значит — Концертный дом. Так же назывался зал, открытый одновременно с ним и предназначенный специально для его выступлений (1888). Ровно полвека Менгельберг руководит этим коллективом, ставшим вскоре одним из ведущих в Европе и сохраняющим этот высокий статус по сей день.
Основное внимание маэстро уделяет австро-немецкой классике — Баху, Бетховену, Шуберту, Брамсу, а также своему современнику и коллеге Малеру. Он не только первым после самого композитора исполняет его новые симфонии, но и регулярно приглашает его дирижировать ими в Амстердаме. Одновременно он учится у него профессиональным секретам и тайнам, добиваясь высочайшей слаженности и максимальной точности в игре своего коллектива, репертуар которого постепенно пополняется произведениями Чайковского, Штрауса, Рахманинова, Бартока, Хиндемита и других авторов. Многие из них посвящают свои опусы именно голландским музыкантам, а их дирижер параллельно ведет ежегодный музыкальный фестиваль во Франкфурте, руководит Нью-Йоркским филармоническим и Лондонским симфоническим оркестрами, оставляя дома вместо себя Вальтера и Монте. Его творческая активность не спадает и после захвата Голландии немцами, что представитель обоих государств воспринимает достаточно спокойно, не разделяя при этом идеологию фашизма и занимаясь исключительно музыкой. Однако после войны его все же обвиняют в сотрудничестве с нацистами и лишают права концертировать.
Последние дни жизни всеми забытый и покинутый Менгельберг проводит в своем швейцарском шале, построенном сыном архитектора по собственному проекту. Там он и умирает, не дожив всего неделю до своего 80-летия и лишь двух месяцев до истечения запрета на профессию. К счастью, сохранились и постоянно переиздаются его многочисленные архивные аудиозаписи, позволяющие судить о высочайшем искусстве дирижера и его знаменитого оркестра, которым уже в наше время руководили такие замечательные мастера, как Хайтинк, Шайи, Янсонс и другие.
Текст — Анатолий Лысенков.