Юрий Каспаров: «В нашей стране композиторы деградируют…»

  • 26 сентября 2012
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Об умении любить, слушать и исполнять современную музыку в программе «Актуальная музыка» размышляет российский композитор, педагог, профессор Московской консерватории — Юрий Каспаров…
Юрий Каспаров родился в Москве, в армянской семье. Музыкой стал заниматься с пяти лет. Окончил музыкальную школу. По настоянию родителей поступил и в 1978 году окончил Московский энергетический институт. Работал инженером в Центральном научно-исследовательском институте автоматики и гидравлики и параллельно учился в Московском областном музыкальном училище, которое окончил за два года (1978-1980).
В 1980–1984 гг. учился в Московской консерватории, поступив сразу на второй курс на композиторский факультет. Инструментовке учился у Е. П. Макарова, композиции у М. И. Чулаки. В 1989–1991 гг. учился в аспирантуре Московской консерватории, его научным руководителем был Э. В. Денисов.
В 1985–1989 гг. работал главным музыкальным редактором Центральной студии документальных фильмов.
С 1992 г. — заместитель председателя исполнительного комитета Международной Ассоциации композиторских организаций.
В 1993 году на Французском радио он создает свое первое интерактивное электроакустическое сочинение — «Чакону» для фагота, виолончели и лив — электроники.
Основатель (1990) и художественный руководитель Московского ансамбля современной музыки — первого в России постоянно действующего коллектива, специализирующегося исключительно на современной музыке.
Член правления Московского Союза композиторов и оргкомитета Международного музыкального фестиваля «Московская осень».
Один из организаторов и руководителей Российской ассоциации современной музыки, сопредседатель Российской секции Международного общества современной музыки (ISCM).
С 2005 года преподает в Московской консерватории на кафедре инструментовки, а с 2007 года — также и на кафедре сочинения.
В программе Юрий Каспаров размышляет о своеобразии серьезной академической музыки в нашей стране — особенностях композиторского высказывания, специфике исполнения и условиях спроса, а также о влиянии на формирование ее самобытного облика таких явлений, как художественная цензура и творческая несвобода во времена СССР и коррупция в музыкальном искусстве и мода на «культурный фаст-фуд» в наши дни…
Юрий Каспаров: «...В 90-е годы никто в нашей стране не умел играть современную музыку. Существует известная фраза о том, что онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза, — я помню ее еще из школьного курса биологии. Научить играть музыку — это необходимость. Студентов же в консерватории учат играть Баха, Моцарта, Бетховена, Шопена. То же самое с современной музыкой. Но, если, скажем, с барокко, классикой и романтикой дела обстоят благополучно — у нас много педагогов, накопленный опыт, наконец, многочисленная литература, то про современную музыку в СССР ничего такого не было. Поэтому нужно было учить её играть.
А что значит научить играть музыку? Прежде всего, конечно, привить любовь к ней. А что тогда значит привить любовь? Я помню один случай, когда я еще учился в музыкальном училище: мне посоветовали послушать концерт Лютославского (тогда я ничего о нем не знал, а теперь это один из моих любимых композиторов). Я с огромным трудом достал запись, я даже отыскал партитуру. Я послушал и подумал: «Боже мой, какая скучная, неинтересная музыка». Но в то же самое время мне её рекомендовал человек, которому я абсолютно доверял. Я прослушал этот концерт раз сто, наверное, и музыка стала мне открываться.
Так, что значит понять музыку? Это значит — вникнуть в неё. В первую очередь это касается текста — каких-то абсолютно материальных вещей. Привить любовь к музыке означает объяснить, в чем заключается смысл этой музыки, в чем заключается её прелесть…»
В музыкальной части программы:
— «Семь иллюзорных впечатлений памяти»;
— «Символы Пикассо», III часть;
— «Мир, каков он есть» для оркестра (исполняет ГАСК России, дирижер — В. Полянский);
— Концерт для фагота с оркестром, I часть. (исполняют: Валерий Попов (фагот), симфонический оркестр города Ставангер, дирижер — А. Дмитриев);
— Симфония № 4 «Нотр-Дам» (исполняет ГАСК России, дирижер — В. Полянский).

Последние выпуски программы

Сергей Слонимский. Передача вторая

Сергей Михайлович рассказывает о своих творческих и профессиональных принципах, размышляет о композиторской действительности прошлого и «третьем авангарде» современности…

Сергей Слонимский. Передача первая

Авторы передачи подготовили для радиослушателей встречу с композитором, которого давно уже именуют классиком отечественной музыки ХХ и XXI столетий. Это — Сергей Михайлович Слонимский. О своем творчестве, взаимоотношениях с властями, особенностях петербургской музыкальной жизни и композиторском великодушии он поведал в двух программах…

Памяти Мечислава Вайнберга

8 декабря 2014 года исполнилось 95 лет со дня рождения Мечислава Вайнберга — выдающегося советского композитора и блестящего музыканта. В передаче о нем рассказывает пианист и специалист по творчеству Мечислава Вайнберга — Денис Бурштейн…