Дмитрий Курляндский: «Экстремалы сегодня те, кто пишут тональную музыку…»

  • 7 ноября 2012
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
О своем творческом методе и особом отношении к процессу создания звука в программе «Актуальная музыка» рассказывает один из ярчайших представителей российского музыкального авангарда — композитор Дмитрий Курляндский…
Дмитрий Курляндский родился в Москве в 1976 году. Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру у Леонида Бобылева. Принимал участие в мастер-классах многих российских и зарубежных композиторов. Его сочинения были отмечены на конкурсах в России, Франции, Англии.
В 2003 году стал победителем международного конкурса Гаудеамус в Голландии. В 2008-м — гость Берлинской программы для деятелей искусств. Победитель Премии Джанни Бергамо в области классической музыки 2010 года в Швейцарии. Композитор ансамбля 2Е2М (2010, Франция). Победитель Конкурса на сочинение оперы им. Иоганна Йозефа Фукса в 2011 году в Австрии (заказ на написание камерной оперы «Астероид 62»).
Дмитрий Курляндский — основатель и главный редактор первого в России журнала, посвященного современной музыке — «Трибуна Современной Музыки» (2005—2009). Один из основателей группы композиторов «Сопротивление Материала» (СоМа). Член союза композиторов России. Художественный руководитель Международной академии Московского Ансамбля Современной Музыки в городе Чайковском.
Дмитрий Курляндский: »…Идея моего сознательного отказа от звуковысотности, точнее от конвенционального исполнительства, прежде всего, связана с тем сломом, который произошел со мной в двадцатилетнем возрасте, когда я не смог быть исполнителем. С тех пор для меня исполнительство в целом связано с неким ощущением физической боли. Это восприятие звука, как результата физиологического процесса, который формируется внутри тела исполнителя, и есть для меня материал. Таким образом, я работаю не со звуками, а с теми процессами, которые сопровождают исполнителя при осуществлении той или иной физической акции над инструментом или над собой для извлечения и воспроизведения звука…
Вообще, на мой взгляд, музыка — это, в первую очередь, не звук, а структурирование и конструирование времени — взаимоотношение композитора, исполнителя и слушателя со временем. Я антинарративен и архитектоничен. Это как в музее, где есть две возможности: экскурсия с гидом и самостоятельная прогулка. Я выбираю последнее — мне интересно выстраивать собственную траекторию и архитектуру…»
В музыкальной части программы:
— «Контррельеф» для большого ансамбля (2006, исполняет Женевский ансамбль Contrechampes, дирижер — Беат Фурер);
— «Энграмма» для голоса и ансамбля (2008, исполняет Н.Пшеничникова (голос) и Московский ансамбль современной музыки, дирижер — Федор Леднев);
— «Колыбельные танцы» для скрипки и ансамбля (2011, исполняет Н.Попова (скрипка), ансамбль «XX век», дирижер — Олег Танцов);
— «Правила выживания в условиях чрезвычайной ситуации» для автомобиля и симфонического ркестра (2009, исполняет оркестр J-Futuro (Италия), дирижер — Маурицио Диничаччи).
Audio Player

Последние выпуски программы

Сергей Слонимский. Передача вторая

Сергей Михайлович рассказывает о своих творческих и профессиональных принципах, размышляет о композиторской действительности прошлого и «третьем авангарде» современности…

Сергей Слонимский. Передача первая

Авторы передачи подготовили для радиослушателей встречу с композитором, которого давно уже именуют классиком отечественной музыки ХХ и XXI столетий. Это — Сергей Михайлович Слонимский. О своем творчестве, взаимоотношениях с властями, особенностях петербургской музыкальной жизни и композиторском великодушии он поведал в двух программах…

Памяти Мечислава Вайнберга

8 декабря 2014 года исполнилось 95 лет со дня рождения Мечислава Вайнберга — выдающегося советского композитора и блестящего музыканта. В передаче о нем рассказывает пианист и специалист по творчеству Мечислава Вайнберга — Денис Бурштейн…